Юридические лица и ИП, осуществляющие определенную деятельность, обязаны оснащать свои автомобили так называемыми тахографами. За неисполнение требования законодательства может быть наложен штраф.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
(Москва)
(Санкт-Петербург)
(Регионы)
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
Случаи, когда необходима установка тахографов, требования к ним и многое другое указаны в соответствующих Приказах Минтранса.
Что это такое
Согласно ч. 1 ст. 20 ФЗ № 196, утвержденного 10 декабря 1995 года “О безопасности…” (далее – Закон), тахографом признается технический агрегат, обеспечивающий непрерывную и некорректируемую регистрацию данных о скорости и пройденном маршруте, о режиме труда и отдыха водителей ТС.
Как выглядит
П. 2 Раздела 1 Приложения 1 Приказа Минтранса № 36 “Об утверждении требований к тахографам…” (далее – Приказ № 36) гласит, что тахограф состоит из этих компонентов:
- основное бортовое устройство, устанавливаемое внутри кабины ТС;
- карты тахографа;
- датчик фиксации движения;
- антенна, предназначенная для приема внешних сигналов от спутниковых систем навигации;
- антенна для осуществления передачи сигналов в формате GSM/GPRS;
- монтажные части, предназначенные для установки аппарата и соединения его частей.
Кому нужно устанавливать
Ст. 20 Закона указывает, что осуществлять установку тахографов обязаны юрлица и ИП, которые ведут деятельность на территории России, связанную с эксплуатацией ТС.
При этом Приказ № 273 прямо указывает, что требование по обязательной установке тахографов распространяется на юрлиц и ИП вне зависимости – собственники ли они или владеют ТС на иных законных основаниях.
На какие категории ТС необходимо устанавливать тахографы
Согласно Приложению 2 Приказа № 273, оснащать тахографами необходимо следующие категории и виды ТС:
- ТС, которые, помимо места водителя, имеют более 8 посадочных мест, и максимальный вес которых не более 5000 кг (M2);
- ТС c более, чем 8-ю посадочными местами (кроме водительского), и с массой более 5 тонн (M3);
- ТС, назначение которых – перевозка грузов, при этом масса ТС – более 3500 кг, но менее 12000 кг (N2);
- ТС с максимально допустимой массой свыше 12000 кг, предназначенные для осуществления грузоперевозок (N3).
Не нужно оснащать тахографами следующие ТС:
- имеющие более 8 посадочных мест, с массой до 5000 кг или свыше 5000 кг – неважно, в случае, если ТС используется для осуществления городских или пригородных пассажирских перевозок (Постановление Правительства от 14 февраля 2009 года № 112);
- ТС, которые были допущены к осуществлению международных перевозок согласно карточке доступа, и которые были оснащены контрольными устройствами согласно требованиям ЕСТР, принятого 1 июля 1970 года в Женеве.
Правила использования
Правила использования регламентируются Приложением 3 к Приказу № 36.
Так, п. 1 определяет цели использования:
Кто использует |
Цель использования |
Водитель | Для регистрации порядка труда и отдыха |
Транспортная компания | Для проведения контроля за соблюдением водителями установленного режима отдыха и трудовой деятельности |
Контролер | Те же цели, что и у транспортной компании |
П. 2 гласит, что на ТС устанавливается только один тахограф, при этом:
- он должен соответствовать требованиям, которые перечислены в Приложении 1 Приказа № 36;
- сведения о таком приборе должны быть в специальном перечне сведений о моделях тахографов (за актуальность такой информации ответственность несет Агентство автомобильного транспорта, телефон для справок 8 (495) 496 – 85 – 83).
Кроме этого, законодательством указывается на обязательное наличие блока СКЗИ, соответствующего требованиям Приложения 1 к Приказу № 36.
Сведения о таком блоке должны быть также включены Агентством автомобильного транспорта в специальный перечень (справка – блок СКЗИ –шифровальное средство, осуществляющее преобразование информации в криптографическом виде).
П. 9 Приложения 3 Приказа № 36 определяет правила использования тахографов водителями:- перед началом рабочего дня вставить водительскую карту в левый слот прибора, ввести ПИН-код;
- далее, если тахограф запрашивает ввод данных, ввести информацию о своем роде деятельности, указав место ежедневного начала работы (маршрута), или проигнорировать данный запрос (в последнем случае тахограф автоматически определит нужные сведения);
- после того, как рабочая смена закончились, водителю следует дождаться соответствующего запроса аппарата и вытащить водительскую карту из слота тахографа;
- по требованию контролеров, водитель обязан обеспечить доступ к регистрирующему прибору, а также распечатать результат его работы в случае такой необходимости.
Водителю строго запрещается:
- извлекать карту во время езды, использовать грязную или поврежденную карту;
- использовать просроченную карту;
- ездить с неработающим или с несоответствующим требованиям Приказа № 36 тахографом;
- блокировать, корректировать, модифицировать, фальсифицировать или иным образом вносить изменения в регистрируемую прибором информацию.
Какой полагается штраф
Поскольку нарушения, так или иначе связанные с использованием технических средств контроля, делятся на определенные разновидности, то и ответственность будет отличаться. Также наказание различно для самих водителей и должностных лиц, ответственных за выпуск ТС “на линию”.
За отсутствие тахографа
Ч. 1 ст. 11.23. КоАП (далее – Кодекс) определяет наказание для водителей и должностных лиц в случае, если на ТС отсутствует тахограф, а его установка обязательна в соответствии с требованиями действующих законов.
Размер штрафа различается для водителей и должностных лиц:
Водитель |
Должностное |
От 1 до 3 тыс. рублей | От 5 до 10 тыс. рублей |
На юридическое лицо
Субъектом правонарушения по ст. 11.23. Кодекса выступают исключительно физические лица, то есть юрлица не несут какой-либо ответственности.
На физ лицо
Помимо водителя, оштрафовать за нарушение требований законодательства в части установки и использования тахографа могут должностное лицо.
В качестве должностного лица, выступающего субъектом правонарушения, рассматривается гражданин, ответственный за установку и поверку тахографа.
В зависимости от конкретной организации, это может быть главный механик, начальник гаража и др., то есть лицо, в ведении которого находится выпуск ТС в рейс.
На ИП
Несмотря на то, что ч. 1 ст. 20 Закона обязывает ИП, осуществляющих грузовые и пассажирские перевозки, оборудовать автомобили тахографами, ответственность по ст. 11.23. Кодекса наступает только для водителей и для лиц, обслуживающих приборы и выпускающих ТС в рейс.
То есть ИП не несет какого-либо наказания за отсутствие тахографа или за несоответствие его установленным требованиям.
За неисправный
Ч. 1 ст. 11.23. Кодекса предусматривает одинаковую ответственность за факт неустановки прибора (если его установка обязательна в соответствии с законами), а также за факт необеспечения его работоспособности.
Штраф будет наложен, если прибор не работает в случае:
- его намеренной блокировки или модификации;
- фальсификации данных;
- неисправности по иным причинам.
Водитель и должностное лицо освобождаются от ответственности только в том случае, если поломка прибора произошла уже после начала рабочего дня или рабочей смены.
За калибровку
Согласно п. 4 Раздела 2 Приказа № 273, тахографы на ТС устанавливают специальные мастерские, перечень которых утверждается Агентством автомобильного транспорта.
На основании п. 6 Раздела 2 Приказа № 273, в ходе оснащения ТС тахографом осуществляется калибровка прибора, однако она может и не осуществляться, судя по смыслу аб. 2 ч. 8 Приказа № 273 (редко, но бывает – если производитель тахографа не предусмотрел среди перечня обязательных действий по его установке калибровку – к примеру, если в ней нет необходимости или прибор автоматически осуществляет ее).
Нам не удалось определить, будет ли кто-либо нести ответственность за несвоевременную или неправильно проведенную калибровку, так как ст. 11.23. Кодекса не предусматривает соответствующий состав правонарушения.П. 10 указывает, что в результате калибровки прибор должен распечатывать чек с определенными данными, а по окончании калибровки на тахограф ставится пломба. Проводить калибровку нужно каждые 3 года (п. 12 Приказа № 273).
За превышение времени
В случае, если водитель нарушает установленный режим отдыха и труда, наказание последует уже по ч. 2 ст. 11.23. Кодекса с наложением штрафа от 1 до 3 тыс. рублей. Должностное лицо за данное нарушение не может быть привлечено.
За отсутствие карты водителя для тахографа
Приложение 1 Приказа № 36 регламентирует требования к тахографам.
Ч. 2 Раздела 1 Приказа № 36 указывает, что в состав бортового устройства должен входить такой компонент, как карты.
Ч. 1 ст. 11.23. Кодекса накладывает наказание за “несоответствующие установленным требованиям тахографы”.
Таким образом, наказание за отсутствие карты наступает по ч. 1 ст. 11.23. для водителя и должностного лица.
Итак, в случае отсутствия тахографа на водителя и должностное лицо, осуществляющее допуск ТС в рейс, может быть наложена ответственность в виде штрафа согласно ст. 11.23. Кодекса.
Наказание последует как за отсутствие прибора вовсе, так и за его неисправности или за несоответствие установленным требованиям.
Видео: Штрафы за отсутствие тахографа и ремней безопасности вырастут в разы
Внимание!
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
-
Позвоните на горячую линию:
- Москва и Область -
- Санкт-Петербург и область -
- Регионы -
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.