Договор административные в сфере дорожного движения: образец 2024 года

25 июля 2024 года вступили в силу поправки, которые ужесточили наказание за повторное вождение после лишения прав: введены высокие штрафы, уголовное наказание и конфискация машин.

Штраф до 100 тыс. руб. для «лишёнников»

Ранее, согласно части 2 статьи 12.7 КоАП РФ, управление транспортным средством после лишения прав влекло следующие варианты наказания:

  • штраф 30 тыс. руб.;
  • арест до 15 суток;

При этом, наказания за повторность данного нарушения не было. Согласно тексту вступившего в силу сегодня закона (Федеральный закон от 14.07.2022 № 257-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»), статья 12.7 КоАП РФ дополнена новой частью 4 следующего содержания:

«Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, если такое действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния, — влечет наложение административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей, либо обязательные работы на срок от ста пятидесяти до двухсот часов«.

Таким образом, в случае повторного управления транспортом, «лишённику» теперь грозит уже более суровое наказание:

«Лишёнников» лишили скидки на штрафы ГИБДД

Кроме того, теперь части 2 и 4 статьи 12.7 КоАП РФ включили в перечень исключений, на которые не распространяется скидка 50% за своевременную уплату штрафов ГИБДД. Соответственно, штрафы «лишённикам» придётся оплачивать в полном размере.

Уголовное наказание для повторных «лишёнников»

Согласно тексту второго документа (Федеральный закон от 14.07.2022 № 258-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»), Уголовный кодекс с 25 июля 2024 года дополнен новой статьёй 264.3:

«Статья 264.3. Управление транспортным средством лицом, лишенным права управления транспортными средствами и подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость.

Согласно части 1 этой новой статьи, управление автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством лицом, лишенным прав, и уже подвергнутым административному наказанию за повторную езду без прав теперь влечёт следующие варианты уголовного наказания:

  • обязательные работы на срок до 360 часов;
  • принудительные работы на срок до 1 года;
  • лишение свободы на срок до 1 года.

В качестве дополнительного к основному наказанию также предусмотрено лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 2 лет.

Согласно же части 2 этой статьи, за управление транспортным средством лицом, лишённым прав и подвергнутым уголовному наказанию за нарушения ПДД, повлекшие тяжкий вред здоровью или смерть, либо уже имеющим судимость по части 1 этой статьи, отныне грозят следующие виды наказания:

  • обязательные работы на срок до 480 часов;
  • принудительные работы на срок до 2 лет;
  • лишение свободы на срок до 2 лет.

В качестве дополнительного к основному наказанию также предусмотрено лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Конфискация автомобилей «лишёнников» 2024

Этим же законом с 25 июля введена возможность конфискации транспортного средства злостных нарушителей ПДД, то есть — принудительное безвозмездное изъятие и обращение его в собственность государства.

к содержанию ↑

Договор с ответственным за безопасность дорожного движения: образец 2024 года, скачать

Приказ о назначении ответственного за обеспечение БДД — это распорядительный документ по основной деятельности организации. Цель его издания — назначение должностного лица, отвечающего за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств в соответствии с требованиями законодательства.

Для чего нужен

Техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, должны обеспечивать его безопасность (п. п.

ФЗ-196). В каждой организации (учреждении), использующей автобусы или грузовые автомобили при перевозках (как коммерческих, так и для собственных нужд), обязательно назначается ответственный за безопасность дорожного движения (ОБДД), это необходимо в соответствии с Правилами обеспечения безопасности перевозок автотранспортом (Приложение 1 к приказу Минтранса №7 от 15.01.2014 (ред.

от 01.03.2018)). К должностному лицу предъявляются следующие требования (приказ Минтранса №287 от 28.09.2015):

  • высшее образование по направлению подготовки укрупненной группы 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта» или диплом о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации ответственного за обеспечение БДД;
  • аттестация на право заниматься такой деятельностью.

Ответственность за организацию работы по обеспечению БДД в организации возлагается на:

  • руководителя;
  • назначенного на должность исполнительного руководителя или специалиста.

Мнение эксперта
Козлов Никита Максимович
Практикующий юрист с 10-летним стажем. Специализация — гражданское право. Преподаватель права.

Конкретный круг обязанностей закрепляется в должностной инструкции. Если вы принимаете на работу нового сотрудника специально для выполнения этой функции, то заключите с ним трудовой договор (ст.

Возложить ответственность вы можете и на того, кто уже работает и выполняет функции, не связанные с эксплуатацией ТС. Если он будет выполнять эту работу за пределами его рабочего дня, заключите с ним трудовой договор о работе на условиях внутреннего совместительства, а если в рабочее время — соглашение о совмещении (ст.

Сведения о работнике включите в инструкцию о мерах по обеспечению БДД.

  1. Название организации, дату и место, регистрационный номер.
  2. Название документа и ссылку на закон о БДД.
  3. Ф. И. О. и должность работника, назначаемого ОБДД.
  4. Ссылку на должностную инструкцию.
  5. Фамилии лиц, отвечающих за исполнение распоряжения.
  6. Подпись руководителя.

Ознакомьте с распоряжением работников, указанных в нем, под подпись.

Так выглядит образец приказа ответственного за безопасность дорожного движения в школе, осуществляющей перевозку учащихся-спортсменов своим транспортом:

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей специализированная

детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва «Аллюр»

ПРИКАЗ № 46-ЛС

г. Москва 15 июля 2020 г.

О назначении лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения

В соответствии с п. 2 ст.

20 Федерального закона №196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения», Правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными приказом Минтранса России №7 от 15.01.2014, Положением о соблюдении безопасности дорожного движения при перевозке учащихся ГБОУ ДОД СДЮСШОР «Аллюр» №24 от 20.11.2019

ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Назначить ответственным по обеспечению безопасности дорожного движения главного инженера по безопасности труда Петровского П. П.
  2. Ответственный по обеспечению безопасности дорожного движения приступает к исполнению своих обязанностей с 15 июля 2020 года.
  3. Настоящий Приказ вступает в силу 15 июля 2020 года и действует до досрочного прекращения исполнения назначенным лицом своих обязанностей.
  4. Контроль за исполнением оставляю за собой.

Директор: Иванов И. И.

С приказом ознакомлен: Петровский П. П.

Еще один пример составления распоряжения:

к содержанию ↑

Где и сколько хранится

Независимо от размера компании приказ об ответственном за БДД на предприятии регистрируется в реестре организации. Документ относится к основной деятельности в области охраны труда и техники безопасности организации (ст.

ст. 19, 434 Перечня, утв.

приказом Росархива №236 от 20.12.2019). Срок хранения — постоянно, в течение всего срока существования организации (приказ Росархива №237 от 20.12.2019).

После истечения временного хранения подлежит уничтожению.

Практикующий юрист с 8-летним опытом. Специализируется в области гражданского права. Преподаватель права.

Закончила Тверской государственный университет в 1987 году (тогда он назывался Калининский) по специальности «Экономика труда». Имеет степень кандидата экономических наук (научная специальность – Экономика и управление народным хозяйством).

к содержанию ↑

Специалисты БДД: трудовой договор или ГПХ

Недавно один наш клиент спросил: можно ли сотрудничать с водителями по гражданско-правовому договору? И можно ли таким же образом «оформить» на предприятии специалиста по БДД? Это же, мол, намного выгоднее: меньше налогов, и нет всех этих заморочек, предусмотренных ТК РФ: отпуска, больничные, заработная плата 2 раза в месяц не ниже МРОТ и т.д. А если проверки, ну так всё законно: договор же есть, хоть и с физическими лицами.

Вопрос такой возникает часто, поэтому мы решили написать об этом подробно.

Итак: можно ли работать с водителями и специалистами по БДД по гражданско-правовому договору, без заморочек? Спойлер: заморочки будут, и еще какие.

Водители по гражданско-правовому договору (ГПХ)

Предположим, что есть некая фирма, у которой возникла потребность – возить сотрудников из дома в офис и обратно. Автобуса у компании нет, покупать дорого, принимать водителя в штат не хочется.

Директор думал было заключить контракт со специализированными компаниями-перевозчиками, но тарифы показались ему грабительскими. Тогда он по знакомству нашел водителя-частника со своей «Газелью» и предложили ему возить сотрудников – за небольшие деньги, по гражданско-правовому договору.

Некоторое время руководитель, может быть, и будет радоваться, что так удачно всё провернул. Но потом придет проверка. И напомнит ему, что:

  1. По закону, перевозчиком или фрахтовщиком может быть только ИП или юридическое лицо (п. 13, п. 22 ст. 2 УАТ).
  2. Да, существует глава 39 ГК РФ о возмездном оказании услуг, но указанные там правила не касаются перевозки и фрахтования. И если дело дойдет до суда, то договор с водителем будет признан договором перевозки, как ни крути.
  3. Если организация является перевозчиком или пользуется автобусами и (или) грузовиками для собственных нужд, то на нее распространяются требования Приказа Минтранса № 287 «Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». А работники, по ТК РФ, это физические лица, вступившие с работодателем в трудовые отношения.

И если случится проверка, то оштрафованы будут все: и водитель, и директор, который его нанял. Водитель – за нарушение правил перевозок пассажиров (по статье 11.14.2.

КоАП) и незаконную предпринимательскую деятельность. Директор – за систематическое нарушение трудового законодательства.

Мнение эксперта
Козлов Никита Максимович
Практикующий юрист с 10-летним стажем. Специализация — гражданское право. Преподаватель права.

Потому что по факту между водителем и директором существовали именно трудовые отношения – это признает любой суд. Возможно, в этом случае директором заинтересуются и налоговые органы.

Штрафов в этом случае может набраться столько, что хватило бы как раз на хороший микроавтобус.

к содержанию ↑

Изменения в ПДД в 2024 году

Внесение периодических изменений в «долгоиграющие» нормативные акты – стандартная практика. Например, правила дорожного движения, на протяжении десятилетий не подвергающиеся кардинальным переменам, «по мелочи» дополняются/трансформируются несколько раз за год.

Каковы же изменения ПДД в 2024 году в России? О чем необходимо заранее знать каждому водителю, чтобы не получить «правовую консультацию» от инспектора ГИБДД, вместе с квитанцией на штраф?

Скажем сразу, изменения в правилах ПДД 2024 года не подразумевают новых знаков, новых разметок, новых правил езды. Последнее столь масштабное изменение было внесено в 2017 и в 2018 году.

Тогда на круговых перекрестках начали действовать исключительно международные нормы («кто на круге – тот главнее»), и была введена «вафельная» разметка. Так же были добавлены дорожные знаки уменьшенного размера.

Наступивший год ничего подобного нам не принес. Нынешнее обновление экзаменационных билетов обусловлено лишь нормальными требованиями к эффективности процесса обучения. Вопросы в билетах следует периодически «тасовать», переформулировать и т.д. Изменены лишь некоторые нормативы и требования к документам. Рассмотрим их подробнее.

к содержанию ↑

Изменения в ПДД с 2024 года, последние новости

Эксперты насчитывают 7 основных изменений в ПДД. Они основаны на изменении различных законодательных актов. И действуют с самого начала года. Некоторые, активно обсуждаемые в 2024 грядущие изменения пока не вступили в силу, но не исключено, что до конца 2024 года они будут введены. Рассмотрим обновления по порядку

Регламент обучения

Главное изменение ПДД с 1 января 2024 года – разрешение обучать вождению на автомагистралях. В хороших автошколах это практиковалось и раньше.

Потому что неразумно впервые выпускать на скоростную дорогу водителя, только что получившего права, и не имеющего никакого понятия о реальных условиях автомагистрали. Но инструкторам для этого требовалось получить специальное разрешение.

Теперь оно отменено.

Степень готовности ученика к скоростной дороге вправе определить сами инструктор.

Обучение на профессиональные категории, связанные с пассажирскими перевозками, стало доступно лишь с 20 лет. Кардинальных изменений по несовершеннолетним нет: учиться можно с 16, но получить права — только в 18, не раньше.

Однако если прежде несовершеннолетние учились в автошколах как бы «неофициально» (могли взять, если к моменту окончания курса 18 лет должно было исполниться), теперь шестнадцатилетний подросток имеет на это законное право.

Ужесточились требования к проверке лицензирования автошкол. Выпускников школы, срок лицензии которой истек на момент экзамена, к сдаче не допустят. Так что этот момент следует внимательно проверять перед началом обучения.

С сентября «площадка» и «город» будут объединены в один экзамен. Навыки маневрирования экзаменуемому придется демонстрировать в условиях реального движения по городу. Очевидно, сдать экзамен станет сложнее.

ОСАГО

«Бумажный» полис можно с собой не возить. Инспектор обязан проверить его наличие в электронном виде. Теперь это официальная норма ПДД, введенная в действие еще в 2024 году, но остающаяся актуальной и достаточно новой. В первую очередь – для сотрудников ГИБДД.

Впрочем, некоторые эксперты настроены скептически и рекомендуют при поездках в отдаленные регионы все-таки брать с собой полис. «В глубинке» могут быть проблемы со связью. При отсутствии полиса ОСАГО инспектор может оштрафовать водителя, но такие действия будут незаконны.

Оспорить наложение штрафа впоследствии, конечно, будет просто, но лишняя нервотрепка все равно обеспечена.

Регистрация машины

На детей регистрировать машины больше не будут. Этот способ позволял легально избежать штрафов, которые выписывались через камеры видеофиксации нарушений. Согласно последней редакции ФЗ № 283 , регистрировать машины на несовершеннолетних больше нельзя.

То есть, собственником автомобиля несовершеннолетний гражданин быть может. А вот чтобы поставить его на учет в ГИБДД и получить номера, регистрация должна быть произведена на имя родителя (законного представителя).

Право на регистрацию автомобиля возникает только в 16 лет. То есть, одновременно с возможностью быть привлеченным к административной отвесности.

Мнение эксперта
Козлов Никита Максимович
Практикующий юрист с 10-летним стажем. Специализация — гражданское право. Преподаватель права.

Больше не допускается регистрации машины на нескольких собственников. Даже, если автомобилем владеют несколько человек, зарегистрирован в ГИБДД будет только один.

Регистрировать автомобили теперь имеют право дилеры. Покупатель получит ее уже с номером прямо на месте покупки. Отменен десятидневный срок возможной езды без номеров. За это теперь крупно штрафуют (до 5 тысяч рублей).

Техосмотр

Он вновь актуален. С июня вступает в силу ФЗ № 122, регламентирующий новые правила техосмотра. Диагностические карты будут существовать в электронном виде (как и ОСАГО). «Бумажный» эквивалент может быть выдан водителю только по отдельному запросу.

Рекомендации аналогичны случаю с ОСАГО – имейте при себе, если отправляетесь в регион, где возможны проблемы и интернетом. Потому что с июля, согласно статье № 12.5 (ч.1.1) КоАП, штраф за отсутствие диагностической карты будет составлять 2000 рублей.

При этом требование будет распространяться на все автомобили, от частных до коммерческих. На данный момент требование о наличии диагностической карты распространялось лишь на коммерческий и пассажирский транспорт.

Повышение требований к соблюдению режима труда и отдыха

За отсутствие тахографа крупно оштрафуют «дальнобойщиков» и водителей автобусов. Причем, не только тех, кто за рублем, но и их работодателей. Размеры штрафов можно посмотреть в статье № 11.23 КоАП.

Попутно стали строже требования к соблюдению режима отдыха водителей. Фраза: «Пожалей, командир, я двенадцать часов за рулем» не только не смягчит сердце инспектора, но и послужит дополнительным (вместе с тахограммой) поводом наложения штрафа на самого водителя и руководство транспортной компании, в которой тот работает.

Сколько придется «выложить» – смотрите в той же статье КоАП.

Тюнинг усложнился

Изменение конструкции автомобиля теперь должно строго соответствовать ГОСТ. Необходимо наличие протокола проверки безопасности и заключение экспертизы аккредитованной испытательной лаборатории. Причем, визит в лабораторию становится обязательным (раньше было достаточно отправить туда фото или позвать эксперта осмотреть машину на месте).

Новые изменения в ПДД с 2024 года запрещают вносить коррективы в ПТС, если все необходимые процедуры не пройдены.

Коммерческому транспорту запрещено парковаться у жилых домов

Грузовым автомобилям, автобусам, такси теперь строго запрещено парковаться в жилых зонах, у многоквартирных домов. Минтранспорт издал Приказ от № 199 еще в мае 2024. Изменения в ПДД с января 2024 года подразумевают его вступление в законную силу.

Запрет действует в границах городов и городских поселений. Правда, конкретных наказаний за это в КоАП пока не предусмотрено. Но эвакуировать уже имеют полное право.

Запрет распространяется на любой транспорт, принадлежащей юридическим лицам и ИП. Но не распространяется на автомобили, используемые для каршеринга.

Повысился утилизационный сбор

Для легковых автомобилей он вырос больше, чем на 100%. В большинстве случаев это «головная боль» производителей. Хотя, как посмотреть – естественно, это отразится на цене новых машин.

Сбор на утилизацию платится только один раз за все время эксплуатации машины. Покупателям машин «с пробегом» следует обратить внимание на этот момент. Если предыдущий владелец машины его не оплатил – платить придется вам. Информация об уплате утилизационного сбора должна быть внесена в ПТС.

Изменения ПДД 2024 году скоростной режим

Возможное изменение «не штрафуемого» предела превышения скорости и увеличение размера штрафов за это нарушение вызывали большое беспокойство водителей на протяжении всего прошлого года. Пока ничего в этой области не изменилось, но и опасность не миновала.

ГИБДД продолжает попытки убедить правительственную комиссию по безопасности дорожного движения в необходимости принятия «драконовских» мер для любителей быстрой езды.

Мнение эксперта
Козлов Никита Максимович
Практикующий юрист с 10-летним стажем. Специализация — гражданское право. Преподаватель права.

В частности, предлагается от 2 до 4 раз увеличить штрафы и начать применять санкции не с +20 км/ч относительно ограничений, а +10 км/ч или даже с нуля.

На данный момент законопроект не принят, и даже особо не обсуждается. То есть, изменения ПДД 2024 года, скорости и штрафов за ее превышения не касаются. Но эксперты не исключают, что это может произойти. Возможно даже до конца года.

к содержанию ↑

Образец договора безвозмездного пользования автомобилем 2024 года

Название договора безвозмездного пользования максимально отображает суть данного документа. По большому счету он является соглашением об аренде транспортного средства, по которому одна сторона передает право управления автомобилем другой стороне на безвозмездной основе.

При этом ссудополучатель берет на себя всю ответственность за обслуживание технического состояния этого транспортного средства, а также отвечает, с правовой точки, зрения за свои действия с использованием арендованного ТС.

к содержанию ↑

Законодательное регулирование

С точки зрения законодательства, данный договор регулируется гражданским кодексом Российской Федерации от 26 января 1996 года Федерального закона №14-ФЗ. Согласно этому законодательному акту запрещается передавать любой вид имущества в том числе транспортное средство в аренду, если на него наложены какие-либо санкции со стороны государственных органов.

Статья 689 Гражданского кодекса определяет, что является договором безвозмездного пользования, в ней указывается, что может являться предметом этого договора. Например, согласно пункту 1 этой статьи ссудополучатель обязуется вернуть транспортное средство в том состоянии в котором он его получил.

к содержанию ↑

Особенности заполнения договора безвозмездного пользования авто

Как и любой документ договор безвозмездного пользования транспортным средством имеет свои особенности. Он может составляться:

  • между физическими лицами;
  • физическим лицом и организацией;
  • между частным лицом и индивидуальным предпринимателем.

Между физическими лицами

В типовом договоре указываются данные обоев физических лиц:

  • серию и номер паспорта;
  • адрес регистрации.

Сторона, которая сдает в аренду автомобиль называется ссудодатель, а которая принимает ссудополучатель. Главное при заполнении договора правильно указать данные транспортного средства из документов на автомобиль. В типовом договоре указывается:

  • серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства;
  • марка;
  • год выпуска;
  • номер двигателя;
  • номер кузова.

Срок передачи. В одном из пунктов договора о безвозмездном пользование предусматривает срок передачи автомобиля. Согласно Гражданскому кодексу данный пункт может не указываться. В этом случае аренды считается бессрочной.

Ответственность сторон. Не менее важным является заполнением пункта об ответственности сторон. В нем прописываются условия, по которым сохранность автомобиля в любое время суток на себя берет ссудополучатель, обязывающийся возместить его в течении срока, указанного в договоре.

В одном из подпунктов пункта «Другие условия» указывается ориентировочная стоимость транспортного средства на случай появления каких-либо повреждений или поломок. В конце договора указываются реквизиты обеих сторон.

По их обоюдному согласию он может быть продлен на неопределенный срок. Его не требуется заверять у нотариуса и в других регистрирующих органах.

Он может составляться в простой письменной форме с указанием всей необходимой информации.

Типовой договор безвозмездного пользования автомобилем между физическими лицами — образец 2024

Между физическим лицом и индивидуальным предпринимателем, ООО

Российское законодательство предусматривает вариант заключения договора безвозмездного пользования между физическим лицом и индивидуальным предпринимателем (ИП), а также с юридическими лицами (ООО).

В отличие от предыдущего вида, здесь в обязательном порядке указываются реквизиты компании, а также при наличии печати оставляется ее оттиск на бланке договора, в разделе «Реквизиты».

Указывается должностное лицо, которое осуществляет сделку, в случае если автомобиль принадлежит юридическому лицу.

Договор безвозмездного пользования автомобилем между физическим и юр. лицом, находящимся в залоге — образец 2024 года

Договор безвозмездного пользования автомобилем и страховка ОСАГО

При передаче автомобиля по договору безвозмездного пользования возникают определенные обстоятельства его эксплуатации, связанные с полисом обязательного страхования. Если полис ОСАГО выдан на неограниченное количество лиц, то при оформлении аренды нет необходимости указывать в страховом полисе ссудополучателя.

В ситуации если полис оформлен на конкретных лиц нужно в обязательном порядке, чтобы владелец автомобиля внес сведения в страховой полис об арендаторе, иначе грозит получить штраф.

Даже если рядом сидит собственник машина, это не дает Вам право ездить без полиса.

к содержанию ↑

Налоговые последствия

При передаче автомобиля по договору безвозмездного пользования возникают некоторые налоговые последствия. Для ссудодателя:

  1. Транспортный налог обязан уплачивать ссудодатель, так как он является собственником этого транспортного средства. Эту сумму он учитывает в расходах для налога на прибыль.
  2. Одновременно с передачей транспортного средства в безвозмездную аренду собственник должен прекратить начисление амортизации, если он является юридическим лицом.

У ссудополучателя также возникают налоговые последствия:

  1. Он указывает в обязательном порядке внереализационный доход от безвозмездной передачи автомобиля в пользование на конец каждого отчетного периода в размере рыночной стоимости переданного ТС.
  2. В случае поломки автомобиля и затрат на его ремонт арендатор автомобиля может учитывать соответствующую сумму для налогообложения прибыли.

Для определения рыночной цены и стороны могут привлечь независимого оценщика. Для этих целей также можно использовать общедоступные источники информации, такие как СМИ, интернет, телевидение.

Получение автомобиля в безвозмездную аренду не влечет появление каких-либо обязанностей по уплате налога на добавленную стоимость, так как это не является реализацией товаров, работ или услуг, или передачей имущественных прав. При передаче автомобиля в аренду от организации к сотруднику, у него не возникает дополнительного налога на доходы физических лиц, так как аренда для него бесплатна.

Автор статьи
Козлов Никита Максимович
Практикующий юрист с 10-летним стажем. Специализация — гражданское право. Преподаватель права.

Добавить комментарий

Adblock
detector