Как сняться с учета в военкомате и встать на учет в другой военкомат в другом городе

Воинский учет – система регистрации военнообязанных граждан из числа мобилизационного резерва и ресурса и лиц допризывного и призывного возраста, подлежащих призыву на срочную службу в ряды ВС (Вооруженных Сил).

Учетная документация ведется в органах военного управления – военных комиссариатах. Процедура постановки на учет и снятия с учета в военкомате относится к воинской обязанности гражданина, установленной Основным Законом РФ. Сняться с учета в военкомате можно только на основании, закрепленном законодательно.

к содержанию ↑

Учетная документация

Документы общего воинского учета включают сведения:

  • медицинского освидетельствования c присвоенной категории годности;
  • шестизначный номер ВУС (военно-учетной специальности);
  • прохождение срочной или контрактной службы в ВС (включая выслугу в званиях офицера и прапорщика);
  • прохождение военно-учебных сборов (для военнообязанных из числа запаса).

На спецучете состоят граждане из числа мобилизационного резерва, подлежащие бронированию на период военного положения. Иностранцы, приобретшие гражданство РФ, ставятся на учет и снимаются с регистрации на тех же основаниях, что и россияне.

к содержанию ↑

Основания для снятия с учета

Приписка к тому или иному органу военного управления осуществляется в соответствии с пропиской гражданина. Прекращение отношений с военкоматом для военнообязанных допускаются только на законных основаниях:

  • отъезд на ПМЖ за пределы Российской Федерации;
  • переход в возрастную категорию лиц, не подлежащих мобилизации;
  • медицинские показания;
  • переселение в другой населенный пункт на постоянное или временное (более месяца) место жительства с изменением адреса регистрации.

Автоматически снимают с учета военнослужащих, убывающих на срочную или контрактную службу. Не приписываются к военкомату офицеры и прапорщики, находящиеся на действительной военной службе. На учет в военный комиссариат не ставят:

  • преступников и правонарушителей, отбывающих наказание в местах лишения свободы;
  • женщин (девушек), не имеющих ВУС;
  • молодых людей с подтвержденной категорией здоровья «Д» (негоден).

Д-категория означает пожизненное освобождение от службы в рядах ВС и получение документа с соответствующей отметкой (в просторечии «белого билета»).

Отъезд за пределы Российской Федерации

При выезде за границу на ПМЖ или на временной период, превышающий полгода, гражданин призывного возраста обязан лично известить сотрудников военного комиссариата. Чтобы сняться с учета, необходимо написать заявление с объяснением причины отъезда и указанием страны, в которую юноша выезжает.

Мнение эксперта
Кузьмин Сергей Станиславович
Юрист-консульт с 6-летним опытом. Специализация — семейное право. Опыт более 3 лет в разработке юридической документации.

Далее нужно сдать воинский документ (приписное удостоверение призывника, военный билет). Личное дело молодого человека направляют в архив учреждения.

Призывнику выписывают справку соответствующего образца. Если юноша возвращается в РФ до достижения двадцатисемилетнего (призывного) возраста, ему следует восстановиться в регистрационных списках военкомата.

Лично прийти в комиссариат, подать заявление, встать на учет и получить документ военнообязанного на основании ранее выданной справки и штампа в паспорте о прописке. В случае когда 27 молодому человеку исполняется во время его пребывания за рубежом, воинский документ и личное дело подлежат утилизации.

Справка! Вопрос об освобождении (временном или постоянном) от воинской обязанности при выезде призывника за пределы РФ решает лично военный комиссар.

Смена прописки

Переезд на новое место жительства со сменой регистрации (прописки) сопровождается снятием с военного учета в военном комиссариате, к которому был приписан гражданин, и постановкой на учет в военкомате по новому адресу.

Факт изменения прописки должен быть подтвержден документом. Сотрудники учреждения вправе потребовать от военнообязанного гражданина указать в заявлении на снятие с учета причину переселения. Следующим шагом будет обращение в военкомат по новому месту прописки.

В трехдневный срок после подачи заявления о постановке на учет личное дело гражданина перенаправляют в приписной военкомат. Оповещения о военно-учетных сборах (иные уведомления из военного учреждения) будут доставляться по новому адресу.

Зарегистрироваться в военном комиссариате по месту прописки надлежит также:

  • лицам, освободившимся из тюрьмы;
  • иностранцам, получившим паспорт гражданина РФ;
  • военнослужащим по призыву или контракту (в том числе кадровым военным), уволенным в ряды запаса;
  • женщинам (девушкам), получившим ВУС.

Для регистрации в органах военного управления по новому месту прописки гражданам отводится две недели. При неявке в установленный законом срок военнообязанный, не вставший на учет, наказывается штрафом до 1 тыс. руб.

При убывании из воинской части в отпуск военнослужащий обязан встать на временный учет по месту проведения отпуска и сняться с регистрации при отъезде к действующему месту службы. Правило касается кадровых военных (офицеров и прапорщиков), военнослужащих сержантского и рядового состава, проходящих срочную службу и службу на контрактной основе.

Временной регистрации в военном учреждении подлежат студенты вузов, поступившие на учебу в другом населенном пункте. При этом сниматься с учета по прежней прописке не нужно.

Медицинские показания

Автоматически исключаются из списков военнообязанных допризывники и призывники в возрасте от 18 до 27 лет, получившие Д-категорию годности к службе в армии по результатам медицинского освидетельствования на призывной комиссии.

Врачи в военкомате определяют годность к воинской службе

Граждане мобилизационного резерва и ресурса ВС снимаются с военного учета по медицинским показаниям в результате:

  • получения инвалидности;
  • приобретения и подтверждения хронического заболевания, соответствующего категории «Д» в «Расписании болезней» (документ, регламентирующий присвоение категории).

На практике изменение состояние здоровья военнообязанных запаса выясняется только при необходимости призыва на военно-учебные сборы. В случае получения уведомления о призыве на сборы, в военный комиссариат следует представить медицинские документы и пройти официальное освидетельствование.

Мнение эксперта
Кузьмин Сергей Станиславович
Юрист-консульт с 6-летним опытом. Специализация — семейное право. Опыт более 3 лет в разработке юридической документации.

Если гражданин запаса не известил сотрудников военкомата и не снялся с учета в связи с ухудшением здоровья нарушением закона это не является.

Возрастной предел

Исключение из списков мобилизационного людского резерва и мобилизационного людского ресурса по возрасту производится сотрудниками военкомата. Личные дела военнообязанных, достигших возрастного предела, направляются в архив учреждения.

Воинский документ при этом не изымается. Сроки пребывания в мобилизационных списках зависят не только от возраста, но и от воинского звания и категории запаса. Для офицеров и прапорщиков (на флоте мичманов) вывод из мобрезерва означает выход в отставку.

Справка! Прекращение отношений с военным комиссариатом при достижении возрастного предела идентично для резервистов всех видов войск: сухопутных, военно-морского флота (ВМФ), военно-воздушных Сил (ВВС).

По достижении определенного возраста резервисты 1 категории, то есть, призывающиеся в первую очередь при возникновении военного положения в стране, переходят во 2 категорию, далее в 3 категорию и снимаются с регистрации:

  • В 50 лет – резервисты рядового и сержантского состава, мичманы и прапорщики.
  • В 55 лет – резервисты младшего офицерского корпуса ВС РФ (капитаны и капитан-лейтенанты ВМФ, лейтенанты, мл. и ст. лейтенанты).
  • В 60 лет – майоры и капитаны 3-ого ранга ВМФ, подполковники капитаны 2-ого ранга ВМФ.

Без перехода в 3 категорию снимаются с учета (выходят в отставку):

  • капитаны 1-ого ранга ВМФ, полковники сухопутных войск и ВВС по достижении 65 лет;
  • офицеры высшего руководства ВС РФ – по достижении 70 лет.

Военнообязанные граждане, не служившие в ВС, но подлежащие мобилизации, при введении военного положения (мобилизационный людской ресурс) снимаются с воинского учета в 50 лет. Женщины-военнослужащие демобилизуются в 45 лет, женский офицерский состав – в 50 лет.

к содержанию ↑

Необходимые документы

Для исключения из мобилизационных списков по месту прописки гражданину необходимо лично прибыть в военный комиссариат и написать заявление с указанием конкретной причины. При себе иметь пакет документов, включающий:

  • паспорт;
  • военный билет;
  • основание для снятия с учета в военкомате: справка о прописке по новому адресу (штамп в паспорте), медицинские документы о неспособности нести службу в рядах ВС, выписка из приказа командира воинской части и литер – перевозочный документ (при убытии из отпуска).

В большинстве случаев, процедура аннулирования регистрации не занимает более четверти часа.

к содержанию ↑

Дополнительно

Кроме снятия с учета, в обязанности граждан запаса входит:

  • своевременная постановка на учет в военном комиссариате, расположенном согласно прописке;
  • явка в военкомат при получении уведомления (повестки);
  • предоставление сведений об изменении семейного положения, смены места работы (должности), получении дополнительного образования;
  • бережное отношение к воинскому документу (приписному удостоверению призывника, военному билету).

Информацию об изменении данных, заявление об утрате документов необходимо предоставить в двухнедельный срок.

к содержанию ↑

Итоги

Основаниями для снятия с воинского учета в приписном военкомате являются:

  • предельный возраст пребывания в мобрезерве (мобресурсе) страны;
  • состояние здоровья, не позволяющего нести воинскую службу;
  • отъезд за рубеж на ПМЖ (либо на срок, превышающий полгода);
  • смена прописки.

Отказ о предоставлении сведений о перемене прописки и личных данных (игнорирование учетного снятия-постановки) квалифицируется, как нарушение закона «О воинской обязанности и военной службе». Военнослужащие, находящиеся в отпуске, ставятся на учет по адресу проведения отпуска и снимают при убытии к действительному месту службы.

к содержанию ↑

Переезд и военкомат: снятие и постановка на учет

Мужчины при переезде должны детально изучить вопрос, связанный с учетом в военкомате. Этот вопрос актуален не только при переезде в другой город или регион, но даже при смене района в рамках одного города.

Если при переезде вы начинаете постоянное проживание не в том районе, где состоится на воинском учете, нужно озаботиться вопросом снятия с учета в старом военкомате и постановки в новом. В нашей статье подробно о данной процедуре и различных нюансах с нею связанных.

к содержанию ↑

Что будет, если о переезде не уведомить военкомат

При подготовке к переезду многие забывают о том, что нужно решить вопрос с военкоматом, а некоторые мужчины и вовсе этого не знают. Тем не менее, есть закон, который прямо предусматривает при переезде необходимость сняться с воинского учета по старому месту пребывания и встать на воинский учет в новом месте.

За несвоевременное уведомление военкомата о смене места пребывания (даже если не менялась прописка) гражданину грозит штраф от 500 рублей до 3000 рублей. Размер штрафа определяется статьей 21.5 КоАП РФ.

к содержанию ↑

Как встать на учет в военкомате после переезда

Встать на учет в военкомате необходимо не позднее чем через 2 недели после снятия с учета, иначе придется заплатить штраф.

Чтобы встать на учет в военкомате по новому месту проживания или пребывания, необходимо:

  1. Определить местонахождение военкомата, за которым закреплен новый адрес проживания. Самый простой способ это сделать — посмотреть в интернете или спросить у соседей. Перед тем как идти в данный военкомат, рекомендуется позвонить, чтобы уточнить — действительно ли за ним закреплено ваше новое место жительства.
  2. В военкомате потребуется написать заявление для постановки на учет. Образец заявления предоставят сотрудники военкомата.
  3. Для прикрепления к новому военкомату потребуются следующие документы: военный билет (или приписное свидетельство), паспорт, полученные в прежнем военкомате документы, фотографии 3 на 4 (6 штук), копия диплома или аттестата.

Некоторые военкоматы могут затребовать подтверждение проживания по новому адресу. При этом не обязательно данным подтверждением должна быть временная или постоянная регистрация. Например, в качестве подтверждения можно использовать долгосрочный договор аренды квартиры, справка с места работы или учебы.

Напомним, что постановка на учет в военкомат необходима практически каждому гражданину, чтобы иметь возможность прописаться в квартире, устроиться на работу и выполнить другие действия, которые предполагают предоставление справки из военкомата или отправку в комиссариат документов.

к содержанию ↑

Как сняться с учета в военкомате: советы и рекомендации

Как сняться с учета в военкомате? Прежде чем ответить на этот вопрос, стоит упомянуть, что осуществить данную процедуру на законных основаниях можно лишь в нескольких «особых» случаях. К таковым относится, в первую очередь, смена места жительства. Так, вы можете сняться у чета в военкомате, если:

  • переезжаете;
  • временно меняете район проживания на срок более 3 месяцев;
  • на длительный срок отбываете за границу.

Как же нужно действовать в каждом из описанных случаев? Прежде всего, вам нужно будет лично явиться в местный комиссариат. Там вы опишите причину, которая побуждает вас сняться с учета в военкомате, и получите дальнейшие инструкции.

Учтите, что уведомить государственные структуры о своем намерении вам придется, как минимум, за две недели до предстоящего переезда.

к содержанию ↑

Как же сняться с воинского учета?

Как мы уже говорили, процедура снятия с учета в военкомате начинается с написания соответствующего заявления в комиссариат. Какую же информацию необходимо будет обозначить в таком обращении? Помимо причины, побудившей вас сняться с воинского учета, вам придется указать свой новый адрес.

Причем, его действительность придется подтвердить документально. Сделать это можно при помощи справки о прописке или регистрации.

Если указанный документ будет в порядке, с воинского учета вас снимут в тот же день. Запись об этом появится в вашем личном деле призывника (с указанием точной даты события). Достоверность этих данных будет подтверждена печатью военного комиссариата.

Однако учитывайте, что с упомянутого момента на вас будет возложена обязанность в течение двух недель зарегистрироваться в военкомате по новому месту жительства. В противном случае ваши действия будут расценены как нарушение законодательства. А, следовательно, — вы будете подвергнуты немаленькому административному штрафу.

Избежите гражданской ответственности по описанному поводу вы лишь в одном случае. Речь идет об отъезде из страны (окончательном, либо на срок, достаточно длительный для того, чтобы вам успело исполниться 27 лет).

В этом случае вы должны будете заранее объяснить в военкомате свою ситуацию, после чего – сдать свое воинское удостоверение. Данный документ будет прикреплен к вашему личному делу, а затем (если вы до своего 27-летия не вернетесь в РФ) – уничтожен.

При этом если в процессе своего проживания за границей вы планируете возвращаться на «историческую родину» (пусть и временно) на срок более 6 месяцев, вы будете обязаны сообщить об этом в военкомат по месту прописки. В противном случае вас ждет уже упомянутое административное наказание.

Впрочем, аналогичную ответственность вы понесете за любое нарушение «Положений воинского учета».

Как проходит постановка и снятие с воинского учета, расскажет видео:

к содержанию ↑

Как встать на учет в военкомате после переезда?

Как уже упоминалось выше, во всех случаях, кроме тех, когда вы уезжаете за границу, вы обязываетесь встать на воинский учет по месту своего фактического нахождения. Сделать это очень просто. Для осуществления регистрации вам достаточно будет явиться в военкомат по месту проживания.

Чтобы заново встать на учет в военкомате вам не понадобится никаких особых документов. При себе нужно будет иметь лишь паспорт, военный билет и справку о прописке либо регистрации. Если все документы будут в порядке, вам выдадут образец заявления, которое вам необходимо будет составить, чтобы вас поставили на учет.

В течение трех дней с момента вашего обращения личное дело, хранящееся в военкомате к которому вы были приписаны, будет переправлено в соответствующую организацию по месту вашей регистрации. После этого процесс постановки на учет считается завершенным. Соответственно, любые повестки из военкомата будут приходить уже по вашему новому адресу.

Сделаем небольшое отступление и чуть более подробно остановимся на вопросе о том, кто вообще должен вставать на воинский учет. Помимо уже рассмотренных случаев с переездом молодого человека призывного возраста, данная обязанность возлагается на лиц:

  1. уволившихся в ряды запаса;
  2. освободившихся из мест лишения свободы;
  3. недавно получивших гражданство РФ;
  4. освоивших какую-либо военную специальность (речь идет о женщинах).
к содержанию ↑

Другие немаловажные моменты

Учет в военкомате — серьезный момент

Смена места жительства – это далеко не единственное изменение в жизни призывника, о котором он должен уведомить военкомат. То же самое касается и:

  • смены семейного положения (женитьбы или рождения детей);
  • получения образования (как высшего, так и среднего специального);
  • перемены места работы или должности.

Причем, как и в случае с переездом, обо всех упомянутых изменениях военнообязанный должен сообщить как можно раньше. Если точнее – не позднее, чем через 2 недели после того, как произошло то или иное важное событие. В противном случае призывника, опять же, ждет гражданская ответственность.

Какие же еще обязанности есть у каждого молодого человека, состоящего на учете в военкомате? Вообще-то, их не слишком много. Прежде всего, стоит упомянуть об обязанности к бережному хранению выданных на руки документов.

А именно – военного билета. В случае его порчи или утери, призывник обязан сообщить о случившемся, непосредственно в военкомат по месту жительства.

Там важную бумагу оперативно заменят. Отводится на это две недели. В случае просрочки, как вы уже, наверное, догадались, военнообязанного ожидает штраф. Ну и, разумеется, нельзя забывать и об обязанности своевременно реагировать на любые приходящие из военкомата повестки.

к содержанию ↑

ВС разъяснил, когда неуведомление военкомата о переезде можно считать уклонением от призыва

Мнение эксперта
Кузьмин Сергей Станиславович
Юрист-консульт с 6-летним опытом. Специализация — семейное право. Опыт более 3 лет в разработке юридической документации.

Сославшись на постановление КС, Суд указал, что если при переезде в другой город гражданин, подлежащий призыву, сразу не зарегистрировался по месту жительства или пребывания и не встал на воинский учет, то он нарушил Закон о военной службе

В комментарии «АГ» один из адвокатов назвал дискуссионным вопрос о неисполнении гражданином обязанности по воинскому учету при условии отсутствия вступивших в законную силу постановлений о привлечении его к административной ответственности. Другой полагает, что юридически правильным было бы поведение, в соответствии с которым призывник после переезда должен был встать на регистрационный учет по месту пребывания, при этом он заметил, что в действительности это не всегда просто реализовать.

Верховный Суд в Определении № 53-КАД21-22-К8 от 2 марта разъяснил, что до 2019 г. смена места жительства без смены регистрации и уведомления военкомата являлась уклонением от призыва.

Обстоятельства дела

Николай Терентьев до достижения призывного возраста состоял на регистрационном учете в Республике Бурятия, с 3 февраля 2009 г. – на воинском учете по тому же месту жительства.

До получения диплома 10 июля 2015 г. ему предоставлялась отсрочка от призыва на основании подп.

«а» п. 2 ст.

24 Закона о военной службе в связи с обучением по очной форме в Красноярском филиале Московского государственного университета экономики, статистики и информатики.

21 февраля 2017 г. Николай Терентьев устроился на работу в г.

Красноярске. Через неделю работодатель направил начальнику отдела военного комиссариата Республики Бурятия по Муйскому району сведения о Николае Терентьеве как о гражданине, подлежащем воинскому учету, указав адрес регистрации последнего в Республике Бурятия.

После этого военным комиссаром Республики Бурятия в адрес военного комиссара г. Красноярска было направлено письмо с просьбой о проведении розыскных мероприятий в отношении Терентьева, о постановке на воинский учет и запросе его личного дела.

26 марта 2018 г. в ходе проверки места жительства Николая Терентьева по его месту регистрации в Бурятии было установлено, что он выехал в г.

Красноярск, а дом, в котором он зарегистрирован, снесен. Однако до сентября 2018 г.

Терентьев продолжал быть зарегистрирован в Республике Бурятия. Только с 11 сентября 2018 г.

по 11 сентября 2019 г. и с 14 сентября 2019 г.

по 14 сентября 2020 г. Николай Терентьев состоял на регистрационном учете по месту пребывания в г.

Красноярске.

18 сентября 2018 г. мужчину поставили на воинский учет в военном комиссариате Октябрьского и Железнодорожного районов г.

Красноярска в целях проведения медицинского освидетельствования. Ему вручались повестки о явке 10 октября и 23 октября.

В эти дни Николай Терентьев прошел обследования врачей, в том числе невропатолога, который направил его в поликлинику для прохождения дополнительных обследований. В последующем по двум повесткам он не являлся в указанные даты, но приходил в другие дни.

Получив повестку на 23 ноября 2018 г., Терентьев вновь не явился, результаты дополнительных обследований до окончания осеннего призыва не представил. В последующем, с 12 по 14 февраля 2019 г.

ему проводили операцию.

Мнение эксперта
Кузьмин Сергей Станиславович
Юрист-консульт с 6-летним опытом. Специализация — семейное право. Опыт более 3 лет в разработке юридической документации.

6 мая 2019 г. призывная комиссия г.

Красноярска приняла решение о предоставлении Николаю Терентьеву отсрочки в силу подп. «а» п.

1 ст. 24 Закона о военной службе сроком до октября 2019 г.

15 октября 2019 г. согласно записям в учетной карте призывника при прохождении медицинского освидетельствования ему определена категория Б, показатель предназначения – 4 (годен к военной службе с незначительными ограничениями).

На основании п. 1.1 ст.

28 Закона о военной службе призывная комиссия Октябрьского и Железнодорожного районов г. Красноярска зачислила Терентьева в запас как не прошедшего военную службу, не имея на то законных оснований.

Суды разошлись в оценках законности решения военкомата

Не согласившись с решением, Николай Терентьев обратился в суд с административным исковым заявлением о признании его незаконным и возложении на военный комиссариат обязанности выдать ему военный билет установленного образца. Он настаивал, что не проходил военную службу по призыву по уважительным причинам, не нарушал требования Закона о военной службе и неоднократно являлся по повесткам в военкомат.

Суд признал решение призывной комиссии незаконным в части заключения о том, что Николай Терентьев не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Он указал, что административными ответчиками в период с осеннего призыва 2015 г.

по весенний призыв 2018 г. не исполнялись возложенные на них ст.

28 Закона о военной службе обязанности по осуществлению призывных мероприятий, доказательств того, что Николай Терентьев не проходил военную службу, не имея на то законных оснований после первого января 2014 г., не представлено.

Тем не менее суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что у Николая Терентьева после истечения в 2015 г. срока предоставленной отсрочки в связи с обучением отсутствовали предусмотренные законом основания, освобождающие его от прохождения военной службы по призыву.

Переехав в г. Красноярск и поступив в феврале 2017 г.

на работу, он не исполнил установленной ст. 10 Закона о военной службе обязанности сняться с регистрационного учета в Республике Бурятия и встать на регистрационный учет по адресу места жительства или пребывания в г.

Красноярске, что позволило бы военному комиссариату г. Красноярска в период весенне-осеннего призыва в 2017 г.

и весеннего призыва в 2018 г. осуществить должным образом мероприятия, связанные с его призывом на военную службу.

Проанализировав положения п. 1 ст.

10, п. 1.1 ст.

28 Закона о военной службе, п. 34 Положения о призыве на военную службу граждан РФ, апелляция пришла к заключению, что поведение Николая Терентьева, сохранявшего регистрацию по месту жительства в Республике Бурятия в снесенном доме и проживавшего в г.

Красноярске без регистрации более полутора лет, явилось причиной невозможности исполнения в отношении него органом воинского учета Красноярского края мероприятий по призыву на военную службу в период с 2017 г. по сентябрь 2018 г.

В связи с этим апелляционный суд посчитал правомерным признание истца не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Ссылку первой инстанции на отсутствие направления в указанный период в адрес Терентьева повесток, обязывающих явиться в военкомат для участия в мероприятиях по призыву на военную службу, апелляция признала ошибочной, поскольку отсутствие регистрационного учета административного истца в г. Красноярске до 1 сентября 2018 г.

и воинского учета в комиссариате Октябрьского и Железнодорожного районов г. Красноярска свидетельствует об отсутствии полномочий на осуществление в отношении него соответствующих мероприятий.

Однако суд кассационной инстанции указал на неправильное применение апелляцией норм материального права, так как согласно положениям ч. 1 ст.

10 Закона о военной службе, действовавшей в редакции на момент спорных отношений, у призывника не было обязанности по постановке на воинский учет по месту пребывания. Поэтому кассация оставила в силе решение первой инстанции.

Верховный Суд пояснил, что считать уклонением от призыва

Не согласившись с позицией кассации, военный комиссар Октябрьского и Железнодорожного районов Красноярска обратился в Верховный Суд. Рассмотрев дело, ВС заметил, что обязанности граждан по воинскому учету определены в ст.

10 Закона о военной службе (в редакции, действовавшей до внесения изменений Законом от 6 февраля 2019 г. № 8-ФЗ), в том числе явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев (абз.

6 п. 1).

Однако с 21 февраля 2017 г., когда Николай Терентьев был принят на работу, до 18 сентября 2018 г., когда он обратился в военный комиссариат Октябрьского и Железнодорожного районов г. Красноярска для постановки на воинский учет, административный истец эту обязанность как лицо, не имеющее отсрочки от призыва, не исполнил, к административному ответчику в двухнедельный срок с момента переезда на новое место жительства (место пребывания), расположенное за пределами территории муниципального образования, где он проживал ранее, не явился, проживал в г.

Красноярске, не имея регистрации ни по месту жительства, ни по месту пребывания, указал ВС.

Мнение эксперта
Кузьмин Сергей Станиславович
Юрист-консульт с 6-летним опытом. Специализация — семейное право. Опыт более 3 лет в разработке юридической документации.

Верховный Суд сослался на Постановление КС от 30 октября 2014 г. № 26-П, который, проверяя в связи с запросом Парламента Чеченской Республики конституционность п.

1 ст. 3 Закона от 2 июля 2013 г.

№ 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» как препятствующего принятию гражданина на государственную гражданскую службу и прохождению гражданином государственной гражданской службы в случае признания заключением призывной комиссии его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в постановлении указал, что неисполнение гражданином конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву при отсутствии предусмотренных законом оснований для освобождения от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу или отсрочки от призыва предполагает совершение им действий или бездействия, которые сопряжены с неисполнением им обязанностей по воинскому учету, предусмотренных Законом о воинской службе, или свидетельствуют об уклонении от призыва на военную службу и для пресечения которых в действующем законодательстве предусматриваются механизмы, влекущие административную или уголовную ответственность.

Таким образом, посчитал ВС, выводы судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда согласуются с нормами материального права, регулирующими спорные отношения, которые применены судом апелляционной инстанции с учетом правовой позиции Конституционного Суда.

Судебная коллегия по административным делам ВС РФ включила в него семь дел, которые, по ее мнению, заслуживают особого внимания

Верховный Суд также посчитал, что ссылка первой инстанции на Обзор судебной практики ВС № 3 (2018 г.), утвержденный Президиумом 14 ноября 2018 г., названные выводы не опровергает и не подтверждает законность кассационного определения, в связи с чем не может быть принята во внимание, так как изложенная в обзоре правовая позиция основана на иных фактических обстоятельствах, когда имело место бездействие исключительно со стороны органа, уполномоченного на проведение призывных мероприятий в отношении гражданина, не допустившего нарушения требований ст. 10 Закона о военной службе.

Вместе с тем судами первой и кассационной инстанций не дано надлежащей правовой оценки действиям административного истца, который в нарушение требований Закона о воинской службе не сообщил о переезде в другой субъект РФ, после трудоустройства в феврале 2017 г. в Красноярске до сентября 2018 г.

на регистрационный и воинский учет там не встал, указал ВС. Верховный Суд оставил в силе решение апелляции.

После переезда призывник должен был встать на учет по месту пребывания

В комментарии «АГ» председатель Военной коллегии адвокатов г. Москвы Владимир Тригнин отметил, что позиция Верховного Суда отражает не только факт направления или вручения гражданину повесток, но и отношение гражданина к выполнению обязанностей по воинскому учету в период проживания и работы в другом регионе.

Адвокат указал, что суд первой инстанции при вынесении решения руководствовался позицией, отраженной в п. 54 Обзора судебной практики ВС № 3 (2018 г.), однако основанием для выводов о допущенных нарушениях норм материального права является в том числе неправильное истолкование закона – без учета правовой позиции, содержащейся не только в постановлениях Президиума ВС, но и в постановлениях КС.

Владимир Тригнин отметил, что в этой связи ВС руководствовался разъяснениями, изложенными в Постановлении КС № 26-П/2014, указывая на совершение гражданином действий (бездействия), связанных с неисполнением возложенных п. 1 ст.

10 Закона о военной службе обязанностей по воинскому учету.

«В то же время полагаю вопрос о неисполнении гражданином обязанностей по воинскому учету при условии отсутствия вступивших в законную силу постановлений компетентных органов о привлечении его к административной ответственности дискуссионным, поскольку иное утверждение противоречит основополагающим принципам презумпции невиновности, которые закреплены в ст. 1.5 КоАП и ст.

49 Конституции», – резюмировал Владимир Тригнин.

По мнению адвоката АП Санкт-Петербурга Александра Передрука, судебная практика, в том числе множественные определения Верховного Суда, демонстрирует единодушный подход к разрешению споров о получении справок взамен военного билета. «Общими словами этот подход можно описать так: суды, изучая фактические обстоятельства дела, обращают внимание на то, какие действия совершил экс-призывник, направленные на то, чтобы избежать получения повестки, и в полной ли мере он выполнял обязанности в области воинского учета.

Например, если выпускник проживал в студенческом общежитии, встал по месту пребывания на воинский учет, а после окончания университета вернулся домой и не уведомил об этом военный комиссариат, не поменяв место воинского учета, а пришел за военным билетом только после 27 лет, то в таком случае очевидно суд встанет на сторону призывной комиссии. Однако если призывник добросовестно изменил военный комиссариат, но при этом сотрудники последнего не могли по какой-то причине вручить повестку призывнику, то в таком случае суд удовлетворит исковые требования гражданина», – пояснил адвокат.

Вместе с тем он заметил, что в рассматриваемом деле обстоятельства чуть сложнее: у истца сохранялась регистрация по месту жительства в несуществующем ввиду его сноса доме в Республике Бурятия, сам же он жил в г. Красноярске без регистрации более полутора лет: «При таких условиях, действительно, военный комиссариат по независящим от себя причинам не мог известить призывника о необходимости явиться с целью прохождения военной или альтернативной гражданской службы».

Александр Передрук считает, что юридически правильным было бы поведение, в соответствии с которым призывник после переезда в Красноярск должен был встать на регистрационный учет по месту пребывания. «Но все не так просто.

Ни для кого не секрет, что на практике с этим нередко бывают проблемы, потому что между нанимателем и собственником жилья должен быть письменный договор. Также, несмотря на наличие обязанности, далеко не каждый собственник жилого помещения соглашается оформлять нанимателю временную регистрацию.

При этом до 2019 г. (как в рассматриваемом деле) без наличия регистрации по месту жительства или пребывания гражданин не мог встать на воинский учет.

То есть фактически человек мог находиться в ситуации, когда он де факто не мог оформить регистрацию по месту пребывания, а в этой связи де юре не мог встать на воинский учет», – пояснил адвокат.

Однако, заметил он, данная проблема утратила свою актуальность в феврале 2019 г., после того, как в положения Закона о военной службе внесли поправки, согласно которым отсутствие у гражданина регистрации по месту жительства и месту пребывания не может служить основанием для отказа в постановке на воинский учет. Иными словами, теперь призывник вправе требовать постановки его на воинский учет по месту фактического проживания.

«Однако в деле остался нераскрытым важный момент: из судебного акта следует, что истец был трудоустроен в феврале 2017 г. в г.

Красноярске. Действующее нормативно-правовое регулирование возлагает на работодателя определенные обязанности – в частности, сообщать сведения о гражданах, которые должны состоять на воинском учете.

Если военному комиссариату было известно место работы истца, однако меры по направлению повестки по адресу места работы приняты не были, то это обстоятельство могло бы повлиять на итоговое решение суда», – посчитал Александр Передрук.

к содержанию ↑

Постановка и снятие с учета в военкомате при смене места жительства и прописки

Каждому призывнику необходимо знать, как производится постановка на учет в военкомате при смене места жительства. Надо помнить, что законодательством установлено: молодые люди от 18 и не старше 27 лет должны отслужить в вооруженных силах.

Как встать на учет?

Регистрацию лиц призывного возраста ведет военный комиссариат по адресу их постоянного жительства или долговременного пребывания.

Для этого требуется сняться с предыдущего учета и записаться на новый в течение двух недель.

Молодой человек должен самостоятельно явиться в военкомат, представить удостоверение личности, военный билет и справку о снятии с прежнего учета. Годность к службе в вооруженных силах определяется по результатам медосмотра, который требуют проходить сотрудники комиссариата.

Если у юноши нет отсрочки, он обязан явиться на комиссию по призыву после получения повестки.
Если военкомат на предыдущем месте пребывания гражданина отказывается снимать его с учета, молодой человек вправе обратиться в аналогичное учреждение в другом регионе.

к содержанию ↑

Кто должен стоять на учете?

Перечислим категории военнообязанных граждан:

  • представители мужского пола, которых когда-то уволили со службы, или определили в резерв;
  • дипломанты военных образовательных заведений;
  • женщины, получившие воинскую специальность;
  • офицеры запаса;
  • лица, имевшие отсрочку по уважительным причинам;
  • мужчины, не призывавшиеся в армию по особым обстоятельствам (например, состоянию здоровья).

Все перечисленные обязательно проходят постановку на воинский учет.

Теперь назовем тех, кому не придется посещать военный комиссариат:

  • осужденные, отбывающие тюремное заключение;
  • женщины гражданских профессий;
  • лица, непригодные к исполнению воинского долга вследствие возраста или проблем со здоровьем;
  • граждане, которые несут службу альтернативного характера.
к содержанию ↑

Порядок регистрации в военкомате на новом месте проживания

Приехав в другой город, чтобы находиться там всегда или временно, гражданин призывного возраста должен явиться в комиссариат с удостоверением личности, билетом и адресным листом убытия. Если перемена места жительства является временной, уведомление военкомата об этом требуется по закону.

Информация о снятии с предыдущего воинского учета отображается в военном билете.

Резервисты и лица призывного возраста, не зарегистрировавшиеся в комиссариате на протяжении положенного срока (2 недели), являются правонарушителями.

Им грозит штраф или другая административная ответственность.

Мнение эксперта
Кузьмин Сергей Станиславович
Юрист-консульт с 6-летним опытом. Специализация — семейное право. Опыт более 3 лет в разработке юридической документации.

При переезде в новый населенный пункт необязательно снятие с учета, наличие листа убытия и выписки в паспорте. Однако требуется зарегистрироваться в военкомате на территории проживания.

Государственные органы, отказывающие призывнику в снятии с учета по причине смены адреса, нарушают закон. Их действия должны быть пересмотрены высшими инстанциями, поскольку каждый человек имеет право проживать в любом российском регионе.

к содержанию ↑

Документы для регистрации в военкомате в 2020 году

Помимо основных бумаг, которые уже упоминались, сотрудники комиссариата вправе затребовать дополнительные, особенно если юноша проходит процедуру постановки на учет в первый раз. К таким документам относятся:

  • свидетельство о рождении;
  • диплом (аттестат) о высшем или среднем образовании;
  • 4 фотоснимка с параметрами 3*4 без головного убора;
  • документ о присвоенной квалификации;
  • справка о семейном положении;
  • выписка с места трудовой или учебной деятельности.

Гражданина можно снять с воинского учета без его согласия, только если он:

  • выехал в иную страну на длительное время;
  • сменил постоянный адрес регистрации;
  • отправился в другое место пребывания на территории России и провел там 3 месяца или больше.
к содержанию ↑

Что нужно помнить при первой регистрации в военном комиссариате?

Стандартный призывной возраст в России — 17 лет. Как правило, юношей ставят на учет массово, ежегодно с января по март.

Информация об этом направляется преподавателям учебных организаций, где студенты получают образование. Они формируют на призывников характеристики, по которым в будущем участники комиссии делают вывод о допуске или освобождении от службы.

Военным комиссариатом составляется четкий график, по которому каждый юноша обязан пройти медицинский осмотр, согласно медкарте. Его результаты определяют пригодность или однозначность освобождения от исполнения воинского долга в каких-либо войсках.

Поскольку призывники являются несовершеннолетними, на комиссии их должен сопровождать взрослый человек, например, педагог из школы.

Если у юноши есть диагнозы, исключающие службу и считающиеся причиной для отсрочки или отстранения от армии, в военкомат может явиться один из его родителей. Уровень годности устанавливается по итогам медицинского обследования и наличию заболеваний, названных в медкарте.

В заключение молодому человеку выдают свидетельство, где указывается категория, как и день пройденной комиссии.

Приписное удостоверение – это документ, который необходимо бережно хранить. Он пригодится при поступлении в ВУЗ и трудоустройстве.

Также бумага может понадобиться для оформления прописки по новому адресу, выезда за рубеж и т. д.

Вывод о непригодности к военной службе делает только призывная комиссия. Помимо этого, право на отсрочку или освобождение от армии нужно регулярно подтверждать, обследуясь у специалистов.

Автор статьи
Кузьмин Сергей Станиславович
Юрист-консульт с 6-летним опытом. Специализация — семейное право. Опыт более 3 лет в разработке юридической документации.
Следующая
ВоенноеИмеет ли вдова умершего военного супруга на льготы ЖКУ в 2024 году

Добавить комментарий

Adblock
detector