Письмо на разделение товарной партии таможня: образец 2024 года

Решением № 130 от 12.11.2021 Советом ЕЭК утвержден новый порядок ввоза продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия на таможенной территории Евразийского экономического союза, который с 30.01.2022 заменит действующий порядок, утвержденный Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2012 г. № 294 “О Положении о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза”.

Новым порядком ввоза предусмотрено, что соблюдение мер технического регулирования в отношении ввозимой (ввезенной) продукции будет подтверждаться в следующих случаях:

– ввозимая (ввезенная) продукция включена в перечни продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия требованиям технических регламентов Союза, в отношении которой при помещении под таможенные процедуры подтверждается соблюдение мер технического регулирования, утверждаемые Коллегией Евразийской экономической комиссии;

– ввозимая (ввезенная) продукция включена в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 г. № 526, и в отношении этой продукции в соответствии с законодательством государств – членов Союза установлены обязательные требования в части проведения оценки соответствия.

Следует обратить внимание на то, что решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 г. № 526 установлены группы продукции без ссылок на коды классификаторов продукции или ТН ВЭД.

В отношении некоторых групп продукции, указанных в решении Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 г. № 526, обязательные требования не утверждены, как и формы подтверждения соответствия.

Однако вопросы, наиболее интересующие рынок, конечно, связаны с порядком ввоза образцов для испытаний, запасных частей и комплектующих.

Как ввозить образцы с 30.01.2022?

В соответствии с решением Совета ЕЭК от 12.11.2021 № 130 подтверждение соблюдения мер технического регулирования не требуется в отношении ввозимой (ввезенной) продукции, если такая продукция является образцами (пробами) продукции, которые ввозятся (ввезены) для проведения исследований (испытаний) и измерений (межлабораторных сравнительных испытаний (межлабораторных сличений), поверки или калибровки средств измерений, сличения эталонов), при условии наличия у декларанта договора (письма, подтверждающего количество необходимых образцов) с органом по оценке соответствия (органом по сертификации продукции) или испытательной лабораторией (центром).

Подтверждать цели использования ввозимых (ввезенных) образцов будет уведомление декларанта, которое должно будет предоставляться в таможенный орган в виде электронного документа, заверенного электронной подписью, или документа на бумажном носителе, заверенного подписью и печатью декларанта, по форме согласно приложению к решению Совета ЕЭК от 12.11.2021 № 130.

Как ввозить запасные части и комплектующие с 30.01.2022?

В соответствии с решением Совета ЕЭК от 12.11.2021 № 130 подтверждение соблюдения мер технического регулирования не требуется, если запасные части ввозятся (ввезены) уполномоченным иностранным изготовителем готовой продукции лицом, для ремонта или обслуживания ранее ввезенной (ввозимой) тем же уполномоченным иностранным изготовителем готовой продукции лицом, а также изготовителем государства-члена либо уполномоченным им лицом для обслуживания и (или) ремонта ранее произведенной и выпущенной в обращение готовой продукции, в отношении которой подтверждено соответствие обязательным требованиям (ввоз не для целей реализации).

Особенно важно отметить, что появилась некая правовая определенность в субъектах, которые могут быть декларантами в указанных обстоятельствах. Так, декларантом при ввозе образцов продукции должны выступать уполномоченное иностранным изготовителем готовой продукции лицо или изготовитель государства-члена либо уполномоченное им лицо.

Решением Совета ЕЭК от 12.11.2021 № 130 дано определение запасных частей: “запасными частями следует считать отдельные детали, предназначенные для замены (ремонта) находящихся (находившихся) в эксплуатации (изношенных, неисправных, отказавших) таких же частей в целях поддержания или восстановления работоспособного состояния изделия без цели их распространения на таможенной территории Союза в ходе коммерческой деятельности”.

Таким образом, запчасти, предназначенные для распространения на таможенной территории Союза в ходе коммерческой деятельности (имеется в виду оптовая и розничная продажа для целей, не связанных с ремонтом, исполнением изготовителем (УИЛ) обязательств, предусмотренных законом о защите прав потребителей или договорами, гражданским кодексом) не предназначенные для замены (ремонта) находящихся (находившихся) в эксплуатации (изношенных, неисправных, отказавших) таких же частей в целях поддержания или восстановления работоспособного состояния, к исключению, установленному в п. 6 Порядка ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия на таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденного решением Совета ЕЭК от 12.11.2021 № 130, не относится.

Подтверждение соблюдения мер технического регулирования не требуется, если комплектующие, компоненты, сырье и (или) материалы ввозятся (ввезены) для производства (изготовления) продукции на таможенной территории Союза, ввозятся (ввезены) изготовителем такой продукции либо уполномоченным им лицом для производства (изготовления) продукции исключительно для целей декларанта, не для целей распространения на таможенной территории Союза в ходе коммерческой деятельности.

Если запчасти, комплектующие ввозятся для целей реализации, то, в случае если они подлежат оценке в соответствии с требованиями права ЕАЭС и национальными требованиями, необходимо получение разрешительного документа. Если запчасти, комплектующие не подлежат обязательной оценке, в таможенные органы можно предоставить письмо аккредитованного в установленном порядке органа по сертификации или аккредитованной испытательной лаборатории о том, что обязательной оценке (подтверждению соответствия) ввозимая продукция не подлежит.

Подтверждением использования ввозимой (ввезенной) продукции в качестве запасных частей, находящихся (находившихся) в эксплуатации (изношенных, неисправных, отказавших) таких же частей, комплектующих, материалов для целей декларанта, будет являться уведомление декларанта, которое должно будет предоставляться в виде электронного документа, заверенного электронной подписью, или документа на бумажном носителе по форме согласно приложению к решению Совета ЕЭК от 12.11.2021 № 130, заверенного подписью и печатью декларанта.

Кроме подтверждения целей использования ввозимой продукции, следует подтвердить, что запасные части действительно предназначены для (относятся к) ранее ввезенной готовой продукции или произведенной и выпущенной в обращение готовой продукции, в отношении которой подтверждено соответствие обязательным требованиям. Данные обстоятельства в настоящее время подтверждаются экспертными заключениями органов по сертификации.

Подтверждение соблюдения мер технического регулирования, предоставление копий документов

Возвращаясь к вопросу правовой определенности в решении Совета ЕЭК от 12.11.2021 № 130, следует обратить внимание также на п. 10 Порядка ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия на таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденного решением Совета ЕЭК от 12.11.2021 № 130, в котором установлено, что использование документов об оценке соответствия для подтверждения соблюдения мер технического регулирования в отношении ввозимой (ввезенной) продукции допускается, если декларантом такой продукции является:

– лицо, указанное в таких документах в качестве заявителя;

– лицо (лица), указанное (указанные) в одобрении типа транспортного средства (одобрении типа шасси);

– лицо, уполномоченное заявителем при оценке соответствия или изготовителем на использование таких документов для подтверждения соблюдения мер технического регулирования, (для продукции серийного производства).

Право использования таких документов подтверждается посредством предоставления указанному лицу их копий, заверенных печатью заявителя, при оценке соответствия или изготовителя.

Мнение эксперта
Новиков Станислав Михайлович
Юрист-практик с 7-летним стажем. Специализация — гражданское право. Член ассоциации юристов.

Такие основные изменения ждут нас в первом месяце 2024 года, помимо изменений в кодах ТН ВЭД, технических регламентах и многих других, о которых мы еще напишем в ближайшее время.

Еще раз обращаем ваше внимание, что новый порядок ввоза, утвержденный Решением Совета ЕЭК от 12.11.2021 № 130, вступит в силу 30.01.2022.

РОСТЕСТ рекомендует бизнесу подготовиться: обращайтесь к нам с перечнями вашей продукции / запасных частей, комплектующих, ввозимых с целью распространения на таможенной территории Союза в ходе коммерческой деятельности, мы поможем определить продукцию, подлежащую обязательной оценке, ответим на все интересующие вас вопросы.

к содержанию ↑

Письмо ФТС России от 27.05.2008 № 01-11/20880 «О применении отдельных положений Инструкции, утвержденной приказом ФТС России от 4 сентября 2007 г. N 1057»

В связи с поступающими в ФТС России запросами таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности по вопросам, связанным с применением отдельных положений Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации, утвержденной Приказом ФТС России от 4 сентября 2007 г. N 1057 (зарегистрирован Минюстом России 26.09.2007, рег.

N 10183) (далее — Инструкция), разъясняем следующее.

1. По вопросу определения «партия товаров» при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и применения положений пунктов 5 и 7 Инструкции в отношении товаров, поставляемых в несобранном либо разобранном виде.

Пунктом 7 Инструкции установлено, что как один товар декларируются товары одного наименования (торгового, коммерческого наименования), содержащиеся в одной товарной партии, отнесенные к одному классификационному коду по ТН ВЭД России, происходящие из одной страны или с территории одного экономического союза или сообщества или страна происхождения которых неизвестна, к которым применяются одинаковые условия таможенно-тарифного регулирования и применения запретов и ограничений, размеры ставок пошлин, налогов.

Пунктом 5 Инструкции предусмотрено, что в одной ГТД могут быть заявлены сведения о товарах, содержащихся в одной товарной партии, которые помещаются под один и тот же таможенный режим.

При этом подпунктом «а» пункта 5 Инструкции установлено, что как одна товарная партия при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации рассматриваются товары, перевозимые от одного и того же отправителя в адрес одного и того же получателя на таможенной территории Российской Федерации в счет исполнения обязательств по одному договору, заключенному при совершении внешнеэкономической сделки (или по одному разрешению на переработку товаров при декларировании продуктов переработки) или по односторонней внешнеэкономической сделке, либо без совершения какой-либо сделки, при одновременном выполнении в отношении этих товаров следующих условий:

— товары в один и тот же день или в течение периода времени, установленного на подачу таможенной декларации, если декларирование производится с подачей периодической ГТД, предъявлены одному и тому же таможенному органу в месте прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или в месте доставки (если применялась процедура внутреннего таможенного транзита) либо выпущены до подачи ГТД в соответствии со статьей 150 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс);

— товары находятся (находились) на временном хранении в одном и том же месте, если в отношении декларируемых товаров применялась процедура временного хранения.

Исходя из положений подпункта «а» пункта 5 Инструкции для целей отнесения товаров к одной товарной партии необходимо выполнение условия предъявления товаров таможенному органу в один и тот же день либо в течение периода времени, установленного на подачу таможенной декларации, если декларирование производится с подачей периодической таможенной декларации.

При этом товары, поставляемые в течение периода времени, установленного на подачу ГТД в отношении первой поставки, могут рассматриваться как единый товар и классифицироваться в единой подсубпозиции при условии соблюдения правил и принципов классификации товаров, установленных Основными правилами интерпретации ТН ВЭД России.

Кроме этого, декларируемые товары должны находиться на временном хранении в одном и том же месте (на складе временного хранения либо в зонах таможенного контроля, созданных в соответствии со статьей 116 Кодекса, либо на складе получателя товаров в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 117 Кодекса).

2. По вопросу применения статей 135, 136 и 138 Кодекса и положений Инструкции.

Инструкцией не предусмотрены особенности заполнения граф ГТД в случае периодического временного декларирования российских товаров в соответствии со статьей 138 Кодекса либо при декларировании товаров путем подачи неполных либо неполных периодических ГТД согласно статьям 135 и 136 Кодекса.

Особенности заполнения данных видов таможенных деклараций содержатся непосредственно в указанных статьях Кодекса.

Так, пунктом 1 статьи 135 Кодекса предусмотрено, что, если декларант не располагает всей необходимой для заполнения таможенной декларации информацией по не зависящим от него причинам, разрешается подача неполной таможенной декларации при условии, что в ней заявлены сведения, необходимые для выпуска товаров, исчисления и уплаты таможенных платежей, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также позволяющие идентифицировать товары по совокупности их количественных и качественных характеристик.

Пунктом 1 статьи 138 Кодекса определено, что при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации.

Пунктом 4 статьи 138 Кодекса предусмотрено, что во временной таможенной декларации допускается заявление сведений, исходя из намерений о вывозе ориентировочного количества российских товаров в течение определенного периода времени, условной таможенной стоимости (оценки), определяемой согласно планируемому к перемещению через таможенную границу количеству российских товаров, а также исходя из предусмотренных условиями внешнеэкономической сделки потребительских свойств российских товаров и порядка определения их цены на день подачи временной таможенной декларации.

Таким образом, вне зависимости от наличия в Инструкции особенностей правил заполнения граф ГТД, на основании Кодекса в неполных, неполных периодических, временных, временных периодических таможенных декларациях отдельные сведения, перечисленные в статьях 135 и 138 Кодекса, могут не указываться либо указываться, исходя из намерений о вывозе товаров (пункт 4 статьи 138 Кодекса).

Например, Инструкцией предусмотрено, что при декларировании товаров, вывозимых за пределы таможенной территории Российской Федерации, в графе 17 «Страна назначения» ГТД должны быть указаны сведения о стране назначения товаров по общероссийскому классификатору стран мира, известной на день подачи ГТД в качестве страны назначения, в которой товары будут потребляться, использоваться или будут подвергнуты дальнейшей переработке. Если такая страна неизвестна, то указывается краткое название той последней известной на момент декларирования страны, в которую должны быть доставлены товары.

При декларировании вывозимых товаров путем подачи неполных, неполных периодических, временных, временных периодических таможенных деклараций сведения о стране, в которую должны быть доставлены товары, могут быть декларанту неизвестны. Данная графа может не заполняться либо сведения о стране назначения могут быть указаны ориентировочно (например, может быть указана страна регистрации иностранного участника внешнеторгового договора).

Однако при подаче полной ГТД, если применялось временное периодическое декларирование (статья 138 Кодекса) либо при заявлении таможенным органам недостающих сведений, если товары декларировались путем подачи неполных либо неполных периодических ГТД, таможенному органу должны быть заявлены точные сведения о стране назначения товаров в соответствии с правилами, предусмотренными Инструкцией.

3. Относительно отказа в принятии таможенной декларации при применении Инструкции.

Отказ в принятии ГТД может быть только по основаниям, перечисленным в пункте 2 статьи 132 Кодекса. Иных оснований для отказа в принятии ГТД Кодексом не предусмотрено. В связи с этим основанием для отказа в принятии ГТД не может являться то обстоятельство, что ГТД подана не на всю партию ввозимых товаров.

4. Относительно указания в ГТД сведений с использованием букв латинского алфавита.

В соответствии с пунктом 10 раздела II Инструкции сведения, служащие для индивидуализации товаров (товарный знак, артикул, модель и тому подобное), а также коды условий поставки, номера транспортных средств, номера рейсов, номера документов и тому подобная информация указываются на языке оригинала, в том числе с использованием букв латинского алфавита.

Данное требование Инструкции не относится к традиционному наименованию и названию транспортного средства, указываемым при заполнении графы 21 ГТД «Идентификация и страна регистрации активного транспортного средства на границе». В связи с этим разъясняем, что название морского (речного) судна в графе 21 ГТД должно быть указано с использованием букв русского алфавита.

В целях обеспечения единообразного применения норм таможенного законодательства и положений Инструкции на всей территории Российской Федерации прошу довести данную информацию до сведения подчиненных таможенных органов.

к содержанию ↑

О декларировании проб и образцов для сертификационных исследований

Товары, ввозимые на таможенную территорию ЕАЭС в качестве проб и образцов для целей подтверждения соответствия продукции обязательным требованиям, подлежат таможенному декларированию в общеустановленном порядке. При помещении проб и образцов продукции под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления представление таможенным органам разрешительных документов не требуется.

В соответствии со ст.53 Договора о ЕАЭС от 29.05.2014 продукция, выпускаемая в обращение на территории ЕАЭС, должна быть безопасной.

Правила и порядок обеспечения безопасности и обращения продукции, устанавливаются Техническими регламентами ЕАЭС (Таможенного союза), в которых указываются обязательные требования к объектам технического регулирования, а также правила идентификации продукции, формы, схемы и процедуры оценки соответствия.

Обязательные требования по безопасности продукции включают в себя процедуры, связанные с проведением исследований и испытаний проб и образцов продукции; получением разрешительного документа (Сертификат соответствия, Декларация о соответствии и др.); нанесением Единого знака обращения продукции на рынке ЕАЭС («ЕАС»).

В соответствии с правом ЕАЭС и законодательством РФ получению разрешительных документов предшествует процедура проведения исследований и испытаний продукции, для которой необходим ввоз в РФ проб и образцов товаров.

Пробы и образцы, ввозимые в РФ и предназначенные для проведения исследований и испытаний в целях подтверждения соответствия продукции обязательным требованиям, подлежат таможенному декларированию в общеустановленном порядке (ст.104 ТК ЕАЭС).

Решением Коллегии ЕЭК от 25.12.2012 № 294 (Положение о порядке ввоза на таможенную территорию продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза), установлено, что при помещении проб и образцов продукции под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления представление таможенным органам разрешительных документов не требуется.

Вместе с тем в отношении таких товаров таможенному органу должны представляться копия договора с аккредитованным органом по сертификации (аккредитованной испытательной лабораторией (центром) (аккредитованное лицо) и (или) письмо от аккредитованного лица, подтверждающие необходимое для этих целей количество (вес и объем) ввозимых проб и (или) образцов продукции.

Договор с органом по сертификации может отсутствовать в случае, если Декларация о соответствии будет зарегистрирована самостоятельно с использованием сервиса электронной регистрации деклараций на официальном интернет-сайте Федеральной службы по аккредитации.

Письмо от аккредитованного лица может не представляться таможенным органам в случае, когда необходимое количество подконтрольных товаров указано в гражданско-правовом договоре с аккредитованным лицом (или в допсоглашении к такому договору) под каждый конкретный случай проведения оценки соответствия.

Способы декларирования проб и образцов продукции, ввозимых для целей подтверждения соответствия:

1) В общеустановленном порядке с подачей ДТ с учетом следующих особенностей:

в графе 31 ДТ указываются «пробы (образцы) для целей подтверждения соответствия»;

в графе 37 ДТ указывается код особенностей перемещения «061» — товары, перемещаемые в качестве проб и образцов для проведения исследований и испытаний, в соответствии с Классификатором особенностей перемещения товаров (приложение 2 к Решению Комиссии ТС от 20.09.2010 № 378);

в графе 44 ДТ под кодом вида документа «01999» указываются реквизиты документов, подтверждающих необходимое количество (вес и объем) ввозимых проб и (или) образцов продукции (копия договора с аккредитованным органом по сертификации (аккредитованной испытательной лабораторией (центром) и (или) письмо от аккредитованного лица);

2) При подаче вместо ДТ Заявления в письменной форме в соответствии с Решением Комиссии ТС от 20.05.2010 № 263 «О порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары» в описании товара необходимо указывать особенность «пробы (образцы) для целей подтверждения соответствия», а также прикладывать документы, подтверждающие необходимое для этих целей количество (вес и объем) ввозимых проб и (или) образцов продукции (копия договора с аккредитованным органом по сертификации (аккредитованной испытательной лабораторией (центром) и (или) письмо от аккредитованного лица).

Заявление в соответствии с Комиссии ТС от 20.05.2010 № 263 может подаваться при ввозе проб и образцов продукции в следующих случаях:

— в сопровождаемом или несопровождаемом багаже при соблюдении условий перевозки и хранения продукции. Подконтрольные товары помещаются в места временного хранения под таможенным контролем в соответствии со ст. 99 ТК ЕАЭС;

— при пересылке в МПО. Перечень товаров, ограниченных к перемещению через таможенную границу ЕАЭС при ввозе и (или) вывозе, пересылка которых в МПО запрещена, установлен Решением Комиссии ТС от 17.08.2010 г. № 338;

3) При декларировании Реестров экспресс-грузов документы, подтверждающие гражданско-правовые отношения между заявителем и аккредитованным лицом (копия договора с аккредитованным лицом на оказание услуг по оценке соответствия и (или) письмо от такого аккредитованного лица) указываются в графе «Сведения о документах» ДТ для экспресс-грузов в соответствии с п. 28 Решения Коллегии ЕЭК от 28.08.2018 № 142 «О таможенном декларировании товаров, доставляемых перевозчиком в качестве экспресс-груза, с использованием ДТ».

Декларантами проб и образцов продукции, ввозимых в целях сертификации, в соответствии со ст. 83 ТК ЕАЭС могут выступать лица, обладающие полномочиями в отношении такой продукции, а также уполномоченные должностные лица аккредитованных органов, осуществляющие ввоз подконтрольных товаров в РФ в рамках гражданско-правовых отношений по выполнению работ и (или) оказанию услуг, включающих в себя отбор, перемещение, декларирование таможенным органам, испытания проб и образцов продукции, оценку производства, производственный контроль.

к содержанию ↑

Условный выпуск товаров и таможенное оформление образцов для сертификации

Мнение эксперта
Новиков Станислав Михайлович
Юрист-практик с 7-летним стажем. Специализация — гражданское право. Член ассоциации юристов.

В настоящее время при таможенном оформлении продукции мы столкнулись с рядом проблемных ситуаций при заявлении условного выпуска, а именно различным подходом таможенных органов к этому вопросу.

1. Условный выпуск товаров при отсутствии разрешительного документа (ДС, СС, СГР)

1.1. Получение разрешения на условный выпуск товаров

Для этого необходимо подписать Заявление у руководителя таможенного органа.
· Образец Заявления отсутствует;
· Не регламентирована компетенция принятия решения по данному вопросу.

В Балтийской таможне это уровень начальника таможни, В МОТ, Тверской и Московской таможнях – начальника таможенного поста.
В случае получения разрешения у начальника таможни это занимает от трех дней, при этом возможен отказ.

Простой контейнера в морском порту обходится дорого, поэтому выгодней по ВТТ вывезти груз в таможню, где эту процедуру можно оформить быстрее.

1.2. Декларирование образцов для сертификации и товара, который выпускается условно

При подаче ДТ на условный выпуск, таможенный пост оформления справедливо требует предъявить ДТ на ввоз образцов для сертификации или акт отбора проб и образцов для сертификации. Логика правильная, т.к.

для проведения сертификации продукции надо сначала ввезти образцы, отдать их в орган по сертификации и затем получить разрешительный документ. В ДТ на условный выпуск указывается номер ДТ на ввоз образцов или акт отбора проб и образцов.

Все понятно и логично.
Есть только, как выясняется, нестандартный случай, когда образцы товаров ввозятся вместе с основной партией и декларируются в одной ДТ отдельным товаром.

Тогда в ДТ указать номер декларации на ввоз образцов невозможно, т.к. это и есть сама поданная декларация и номер ей еще не присвоен.

Выход только один подавать две отдельные ДТ — сначала на ввоз образцов, а после присвоения номера на остальной товар. Это, безусловно, не очень сложно, минус только в дополнительных временных и трудовых затратах на подготовку двух ДТ и их выпуск.

Конечно же сама процедура условного выпуска и оформления образцов в таком случае происходит дольше.
Также замечу, что практика таможенного оформления различна.

Некоторые таможни разрешают декларировать все в одной ДТ, другие требуют подачи отдельной ДТ на образцы.

2. Когда, кто и где составляет акт отбора проб и образцов

2.1. В каких случаях составляется акт отбора проб и образцов при таможенном оформлении товаров

Норма отбора проб и образцов регламентирована ст.17 ТК ЕАЭС. Там же указано, что данная процедура может проводится без декларирования.

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии № 294 от 25 декабря 2012 года п. 4 установлено, что документы, удостоверяющие соответствие продукции (товаров) не представляются таможенным органам на продукцию, ввозимую в качестве проб и образцов для проведения исследований и испытаний.

Соответственно, пробы и образцы товаров для сертификации допускается декларировать под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления без ограничений, т.е. не условно, а окончательно.

Резюмируя две законодательные нормы, делаем вывод, что при ввозе проб и образцов их можно декларировать по ДТ или оформлять актом отбора проб и образцов без подачи ДТ в момент отбора. При декларировании образцов акт отбора не составляется по причине отсутствия самого отбора.

2.2. Кто составляет акт отбора проб и образцов и в каком месте

Исключена фраза из п. 4.2.3.

ГОСТ о месте отбора проб и образцов: «или на складе получателя при ответственном хранении, в емкости транспортного средства».
Ключевой момент в том, что в соответствии с ГОСТ при сертификации продукции отбор образцов осуществляет орган по сертификации или, по его поручению, испытательная лаборатория (центр), если иное не содержится в техническом регламенте, в зависимости от схемы сертификации.

Резюмируем, в соответствии с ГОСТ.

Основное отличие отбора проб и образцов при сертификации продукции и декларировании соответствия в том, что ответственным лицом за данную процедуру в первом случае является орган по сертификации, во втором – Заявитель. Места отбора проб и образцов в обоих случаях идентичны и нет комментария в части таможенного контроля.

2.3. Практика таможенного оформления в части требования таможенных органов представления акта отбора проб и образцов.

В результате некоторые таможенные органы в соответствии с указанными рекомендациями требуют представление акта отбора даже при декларировании образцов для сертификации, хотя это противоречит Решению Коллегии ЕЭК №294. Если образцы товаров декларируются отдельно, для чего еще нужно составлять акт отбора, если отбора не производится и товар выпускается для внутреннего потребления без ограничений?

Для оформления акта необходимо выставить транспортное средство в место досмотра и осуществить его выгрузку либо частичную, либо полную в зависимости от того, где загружен товар. Досмотровых не хватает, некоторые терминалы перегружены и не справляются с наплывом досмотров и, тем более, отбором образцов…
Мера однозначно неправомерная и значительно затягивает выпуск товаров.

Также замечу, что порядок отбора проб и образцов для сертификации нигде в нормативных документах не прописан, из-за этого нет единого подхода и ответов на следующие вопросы:

· Кто дает разрешение на отбор
· Форма акта
· Кто его подписывает
· В каких случаях он составляется, а в каких нет
· Когда он должен предъявляться вместе с ДТ

3. Сроки условного выпуска

Мнение эксперта
Новиков Станислав Михайлович
Юрист-практик с 7-летним стажем. Специализация — гражданское право. Член ассоциации юристов.

Максимальный срок представления документов о соответствии после условного выпуска ДТ составляет 45дней. Данная норма установлена ст.107 ФЗ-289 «О таможенном регулировании в РФ» и продление указанного срока не предусмотрено.

В связи с участившимися случаями нарушения сроков предоставления разрешительных документов при условном выпуске товаров, вышло письмо ФТС России № 01-11/43502 от 19 июля 2019 года «О соблюдении запретов и ограничений в отношении условно выпущенных товаров». Процитирую самое важное из данного письма:

«Нарушение декларантом указанных условий является основанием для принятия таможенным органом решения об отказе в выпуске условно выпущенных товаров и рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в связи с несоблюдением запретов и ограничений по статье 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за исключением случаев, когда до истечения 45 календарных дней товары помещены декларантом под таможенные процедуры, предусмотренные для иностранных товаров (реэкспорт, таможенный склад).

Товары, в отношении которых по истечении 45 календарных дней не совершены таможенные операции, задерживаются таможенными органами в соответствии с главой 51 ТК ЕАЭС».

Что же происходит на «земле»

При нарушении срока представления разрешительного документа таможенный орган выставляет требование вернуть товар на СВХ в кротчайшие сроки, которые законодательством не определены, поэтому таможенный пост не понимает какой срок установить и какой момент считать нарушением срока неисполнения требования о возврате товара на СВХ.

Дело об АП по ст.16.3 КОАП заводится сразу при нарушении предельного срока представления разрешительного документа.

Если товар возвращен на СВХ, то в соответствии с вышеуказанным письмом ФТС товар задерживается и хранится таможенным органом 30 дней (ст.380 ТК ЕАЭС). Ст.

381 ч.4 ТК ЕАЭС предусмотрен возврат задержанных товаров Декларанту после их выпуска. Но есть один нюанс в том, что дело об АП, как правило, еще в процессе рассмотрения и таможенный пост не имеет четкой нормы закона о праве выдачи товара Декларанту.

В связи с вышеизложенным, подход таможенных органов при несоблюдении процедуры условного выпуска самый разный. Кто-то товар выдает после выпуска, не дожидаясь завершения дела об АП, кто-то нет.

И обеспечение возврата товара на СВХ таможней является болезненным для сотрудников таможенного органа по причине неопределенности их действий в этом вопросе.

к содержанию ↑

Маркировка 2024: что нужно знать импортёру

С 2019 года значительно расширился список товаров, которые подлежат обязательной электронной маркировке по системе «Честный знак». Импортировать непромаркированный товар не получится: таможня его не выпустит. В этом материале мы расскажем, какие товары необходимо маркировать, как подавать эту информацию в таможню и что бывает в случае нарушений.

Имейте в виду, что маркировка «Честный знак» наносится в дополнение к маркировке ЕАС на соответствие техническим регламентам Таможенного союза.

к содержанию ↑

Какие товары нужно маркировать при импорте?

По состоянию на февраль 2024 года, обязательной электронной маркировке подлежат 10 групп товаров:

Для всех вышеперечисленных товарных групп уже вышли сроки по маркировке остатков и вступил в силу запрет на оборот немаркированной продукции. Однако для некоторых категорий товаров всё ещё действуют специальные условия:

  • с 1 декабря 2021 года необходимо маркировать всю упакованную минеральную воду, а с 1 марта 2024 года – всю прочую упакованную воду;
  • c 1 декабря 2024 года маркировка молочной продукции становится необходимой и для фермерских хозяйств (пока для них сделано исключение).

В экспериментальном режиме до 31 августа 2024 года идёт маркировка БАДов, антисептиков, пива и слабоалкогольных напитков. Для велосипедов и инвалидных кресел-колясок эксперименты уже завершены.

Мнение эксперта
Новиков Станислав Михайлович
Юрист-практик с 7-летним стажем. Специализация — гражданское право. Член ассоциации юристов.

Это означает, что по этим категориям товаров можно в скором времени ожидать установления сроков внедрения обязательной маркировки. Если вы работаете с этой продукцией, то будьте готовы к скорой необходимости маркировать товар.

к содержанию ↑

Где маркировать?

У импортёра обычно есть три варианта организации маркировки товара по системе «Честный знак».

Первый вариант – организовать этот процесс непосредственно на производстве. Это потребует усиленного контроля со стороны клиента, особенно на начальных этапах.

При первых поставках от производителя, которому вы поручили промаркировать товар, мы рекомендуем провести осмотр прибывшей партии ещё до подачи декларации, чтобы убедиться в правильности сделанной маркировки. Лучше обнаружить недочёты самостоятельно и исправить их до подачи декларации, чем их обнаружит инспектор при досмотре.

Второй вариант – промаркировать товар в «перевалочном пункте» на пути следования груза. Такие услуги успешно предоставляют склады Эстонии, Латвии, Литвы, Финляндии.

В отличие от конкретного производителя, складские комплексы этих стран имеют дело с огромным потоком грузов в Россию и наработали значительный опыт, что снижает риск неправильного нанесения маркировки. Пока товарная партия ожидает попадания в сборный груз к месту назначения в России, её как раз можно успеть промаркировать.

Третий вариант – промаркировать товар уже на территории России, на таможенном складе, поместив груз под одноимённую процедуру.

Вне зависимости от выбранного варианта, сам импортёр должен быть зарегистрирован в системе «Честный знак».

У складов или на производстве должно быть техническое оснащение для нанесения и считывания маркировки. Помимо регистрации в системе Честный знак, импортер должен заранее сделать описание ввозимого товара и зарегистрировать его в системе и заказать на него коды маркировки.

Коды маркировки платные. Стоимость кодов маркировки определена Постановлением Правительства РФ от 08.05.2019 №577 и составляет 50 копеек без учета НДС

к содержанию ↑

Как подавать информацию об электронной маркировке в таможню?

На этикетке каждого товара размещается двухмерный QR-код, но он не подходит для таможни. При подаче декларации в графе 31 необходимо указать список цифро-буквенных кодов, которые соответствуют QR-кодам на товарах.

Это выглядит как длинный перечень с подразделами. Например, для обуви это будут подразделы с артикулами и размерами.

Очевидно, что количество кодов должно совпадать с количеством единиц товара в партии, указанных в той же графе 31.

к содержанию ↑

Что будет, если найдут ошибку?

Таможня тщательно следит за правильностью кодов, указанных в декларации. Т.к. каждое изделие маркируется собственным уникальным кодом, то чем больше партия, тем выше вероятность ошибки, хотя бы по причине банальной опечатки.

Если инспектор обнаружит ошибку, то информацию об этом вы получите в виде указания на то, что в такой-то товарной позиции найден неверный код. После этого придётся самостоятельно среди всех единиц всех артикулов искать ту самую ошибку. Выявив неточность и исправив код, нужно будет подать корректировку к декларации.

Имейте в виду, что таможенный брокер перед подачей декларации никак не может проверить правильность кодов маркировки, поэтому контролировать корректность этой информации может только сам клиент.

к содержанию ↑

Что будет, если не нанести маркировку?

Товар без маркировки таможня не выпустит ни при каких обстоятельствах. Единственный выход из ситуации, кроме отправки партии немаркированного товара обратно поставщику, – это заявить процедуру «Таможенный склад» и переместить прибывший груз собственно на таможенный склад.

Там провести необходимые процедуры по регистрации QR-кодов и оклейке товара. После этого можно снова подавать декларацию, но уже на выпуск для внутреннего обращения, т.е.

завершить процедуру импорта.

Имейте в виду, что таможенных складов ограниченное количество и СВХ на терминале – это не таможенный склад. Например, в Санкт-Петербурге один из таких складов находится в Шушарах и немаркированную партию придётся везти именно туда.

Также существуют штрафы за :

  • непредставление сведений и (или) нарушение порядка и сроков представления сведений, предусмотренных правилами маркировки товаров;
  • отсутствие регистрации в системе маркировки Честный знак в установленные сроки.
Автор статьи
Новиков Станислав Михайлович
Юрист-практик с 7-летним стажем. Специализация — гражданское право. Член ассоциации юристов.
Следующая
ОбразцыРасчет материального вреда при невыплате расчета: образец 2024 года

Добавить комментарий

Adblock
detector