Обязана ли комиссия по коллективной жалобе ознакомить с ней при проверке руководство учреждения

С 1 сентября 2024 в силу вступают новые «Правила обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 N 2464 (далее – Постановление №2464). Предлагаем вам подробный алгоритм действий работодателя перед и после вступления в силу этих изменений в охране труда.

Что делать работодателю, как подготовиться к изменениям в охране труда с 1 сентября?

Нужно ли проходить внеочередную проверку знаний по охране труда после 1 сентября?

Множество вопросов возникают относительно п.2 Постановления 2464 «документы, подтверждающие проверку у работников знания требований охраны труда, выданные в установленном порядке до введения в действие Правил, действительны до окончания срока их действия».

Отвечаем: применять положения этого пункта можно только в том случае, если обучения работников, проведенные ранее «покрывают» те требования по обучению (работники обучены по первой помощи, применению СИЗ и требованиям охраны труда), которые изложены в Постановлении №2464.

В процессе рассмотрим, что делать организациям, в которых внеочередное обучение проводилось. Надо ли переобучать работников и в каком случае можно воспользоваться положениями п.2 Постановления 2464 («документы, подтверждающие проверку у работников знания требований охраны труда, выданные в установленном порядке до введения в действие Правил, действительны до окончания срока их действия»)?

Отметим, что Постановление №2464 регламентирует форму обучения и дополняет и так ранее существовавшие требования по обучению оказанию первой помощи пострадавшим, применению СИЗ и обучению требования охраны труда.

Итак, что нужно сделать работодателю:

  1. «Вписать» процедуру обучения по охране труда по новым требованиям в Систему управления охраной труда (можно включить в само Положение по СУОТ или сделать отдельное положение/порядок по обучению);
  2. Удостовериться, будет ли легитимно после 1 сентября 2024 года имеющееся обучение работников, а именно, нужно проверить «полноту» этого обучения на соответствие положениям Постановления №2464, «покрывает» ли имеющееся обучение те требования, которые оно излагает.

Приведем несколько примеров. Нужно проверить:

  • обучен ли электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования правилам использования (применения) СИЗ (пусть даже в рамках обучения по охране труда);
  • обучены ли лица, которым требуется обучение по оказанию первой помощи согласно Постановления 2464 (не важно, в Учебном центре, отдельной программой, или в рамках обучения по охране труда);
  • обучен ли руководитель и другие лица по общим вопросам охраны труда и функционирования системы управления охраной труда (Возможно эти темы изучались во время прохождения обучения по охране труда для руководителей и специалистов в Учебном центре в рамках Постановления 1/29. Правда, для подтверждения этого необходимо будет запросить в Учебном центре программу обучения, по которой обучались руководители и специалисты);- обучен ли специалист по охране труда правилам использования (применения) СИЗ (вот это обучение вряд ли будет иметься);
  • обучены ли работники, выполняющие работы повышенной опасности, безопасным методам и приемам выполнения этих работ (отдельной программой или в рамках обучения требованиям охраны труда);
  • т.п.

Допустим, что обучения имеются и +/- соответствуют требованиям Постановления №2464.

Тогда можем оставить обучение «рядовых» работников «в покое» до следующего планового обучения, а уже плановое обучение проводить по новому порядку.

  • для проведения инструктажей – обучаем проводящих их работников по программе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ при воздействии вредных и (или) опасных производственных факторов, источников опасности, идентифицированных в рамках специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков (по всем программам обучения, обязательным для работников, которым этот инструктирующий проводит инструктажи);
  • для проведения обучения – лиц, проводящих обучение, по всем программам обучения, обязательным для работников, которым этот обучающий проводит обучение;

Здесь мы считаем, что в целях экономии средств имеет смысл назначать обучающим и инструктирующим одних и тех же работников, а именно непосредственных руководителей, т.к. инструктаж на рабочем месте в любом случае должен проводить непосредственный руководитель работника (п.22).

  • перечень работников, которым нужно обучение (по каждой программе обучения) и которые освобождены от него;
  • перечень работников, подлежащих инструктажам и освобожденных от него;
  • перечень работников, которым необходимо пройти стажировку на рабочем месте и которые освобождены от нее;

В случае выполнения работниками организации работ повышенной опасности в организации должны быть разработаны и утверждены следующие перечни:

  • Перечень работ повышенной опасности;
  • Перечень работников, непосредственно выполняющих работы повышенной опасности;
  • Перечень профессий и должностей работников, ответственных за организацию, выполнение и контроль работ повышенной опасности.

При принятии решения о том, организовывать обучение у себя в организации или в Учебном центре, необходимо просчитать кого обучать, по скольким программам и где необходимо проводить обучение. Самые большие затраты, по нашему мнению, могут возникнуть при обучении инструктирующих и членов комиссии по проверке знаний, т.к.

их нужно обучать всем программам, обязательным для работников, которых они инструктируют или знания которых проверяют.

Так же отмечаем, что часть обучений можно проводить у себя, а часть в Учебном центре. Так же на выгоду повлияет количество работников и текучка в вашей организации.

Универсальной формулы «как будет выгоднее» привести нельзя, организация индивидуально должна это просчитать. Для примера лишь приведем расчет, чтобы показать, как влияет количество обучаемых работников, и место проведения обучения и различные сочетания мест обучения в зависимости от программы.

к содержанию ↑

Разъяснения относительно внепланового/внеочередного инструктажа и обучения по причине вступления в силу Постановления №2464

Согласно Письму Минтруда России от 01.02.2022 № 15-2/ООГ-163 внеплановые инструктажи и проверку знаний нужно провести до вступления в силу новых нормативно-правовых актов (далее – НПА). Департамент придерживается такого мнения, опираясь на Постановление №1/29 и аргументируя тем, что с момента опубликования работодатель актуализирует и утверждает локальные документы (далее — ЛНА) согласно новым НПА (Напоминаем, что письма не являются официальным толкованием нормативно-правовых актов).

Вступающее в силу с 1 сентября 2024 года взамен Постановлению №1/29, Постановление №2464 в пп.17, 61 содержит требование организации внепланового обучения в течении 60 календарных дней со дня вступления новых НПА (без необходимости проведения внепланового инструктажа).

Таким образом мы считаем, что до вступления в силу Постановления №2464 проводить внеплановые/внеочередные инструктажи/проверки знаний не требуется (если вы утверждаете новые документы по обучению не ранее 1 сентября 2024 года). После вступления его в силу необходимо провести обучение тем работникам, на «работу которых это повлияет».

Но как мы писали выше, комиссию, инструктирующих и обучающих в любом случае нужно будет обучить по новому порядку в первую очередь.

Не забудьте, что с 1 сентября 2024 года инструктажи и обучения должны будут проводиться по новому порядку, поэтому позаботьтесь о том, чтобы на период обучения инструктирующих, обучающих и членов комиссии у вас не выпало время проведения повторных инструктажей и плановой проверки знаний (проведите их заранее).

к содержанию ↑

Что делать, если работник обратился в трудовую инспекцию?

Теория

1. Проверять сайт трудовой инспекции и суда

Чаще всего работодатель узнаёт, что сотрудник обратился в трудовую инспекцию, получив уведомление о предстоящей проверке по почте. Чтобы выиграть время, периодически проверяйте сайт онлайнинспекция.РФ, на котором можно узнать о наличии жалобы, и сайт Государственной инспекции труда, где информация об открытой проверке появится в первую очередь.

Одновременно с жалобой работник мог подать иск в суд. Проверьте сайт районного суда по месту регистрации компании, а также по месту жительства работника.

У вас будет больше времени на подготовку возражений на исковое заявление.

к содержанию ↑

2. Просить работника отозвать жалобу

Мнение эксперта
Новиков Станислав Михайлович
Юрист-практик с 7-летним стажем. Специализация — гражданское право. Член ассоциации юристов.

Трудовое законодательство и судебная система в большинстве случаев выступают на стороне работника. Так что, если назревает трудовой конфликт, договориться с работником всегда дешевле, чем «воевать».

Если он пойдёт в суд, с большой вероятностью работодатель его проиграет. Чаще всего ухищрения сотрудников связаны с больничными листками.

Например, менеджер по продажам не ставит непосредственного руководителя в известность о том, что уже два дня у него открыт лист нетрудоспособности. Получив извещение об увольнении, по окончании болезни он обращается в суд и, естественно, выигрывает, так как уволен в период временной нетрудоспособности.

к содержанию ↑

3. Проверить документы

Компания должна в первую очередь проверить наличие и правильность оформления документов в отношении самого работника. Есть ли подписанный трудовой договор? Все ли обязательные условия в нём содержатся? Выдан ли экземпляр работнику? Есть ли необходимые приложения (по изменению заработной платы, переводу на другую должность и т.

д.)? Соответствует ли размер заработной платы, указанный в договоре, той сумме, которую работник получает по ведомости? Правильно ли оформлены локальные нормативные акты (правила трудового распорядка, положение о премировании, положение об охране труда и т. д.)?

Во вторую очередь надо доделать те дела, до которых раньше не доходили руки, — ознакомить всех работников с правилами премирования или внести отметки в табель учёта рабочего времени. Латание дыр может быть уже неактуально для конкретного случая, но в целом для организации всё равно необходимо.

При этом ни в коем случае нельзя «подчищать» документы, делать их задним числом или откровенно подделывать.

к содержанию ↑

4. Посетить инспектора

После поступления заявления работника инспектор вызовет работодателя на приём. Прийти должен генеральный директор или представитель по доверенности. Скорее всего, на приёме инспектор вручит требование о предоставлении документов. Работодателю рекомендуется попросить ознакомиться с заявлением работника.

В течение 30 дней после регистрации обращения работника трудовой инспектор может предложить сторонам спора заключить мировое соглашение. Если они достигнут согласия, сотрудник обязан в письменном виде направить повторное заявление о снятии претензий.

После этого трудовой инспектор имеет право закрыть жалобу и не начинать рассмотрение по существу. Такой подход активно используют и поощряют.

Юрисконсульт отдела сопровождения земельных и инвестиционно-строительных отношений компании «Интерцессия»

ГИТ Роструда вправе приступить к внеплановой выездной проверке незамедлительно, если основанием для неё является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В таких случаях в течение 24 часов будет извещена и прокуратура.

к содержанию ↑

5. Подготовить документы и позицию

Уклоняться от предоставления документов не следует. Это может повлечь дополнительную административную ответственность.

Строго в соответствии с запросом инспектора подготовьте копии документов, которые касаются работника-заявителя. Все документы необходимо прошить и заверить печатью организации и подписью руководителя.

К ним нужно приобщить развёрнутые письменные пояснения по инциденту.

к содержанию ↑

6. Вывести генерального директора из-под удара

При любой проверке главная опасность для бизнеса — дисквалификация должностного лица, так как инспектор в первую очередь привлекает к ответственности руководителя компании. Если нарушение установлено, покажите виновность в нём другого должностного лица. Таким образом вы выведите генерального директора из-под удара.

7. Встретить инспекторов

Если инспекторы уже у вас на пороге, первым делом требуйте, чтобы проверяющие показали служебные удостоверения и заверенную печатью и подписью копию приказа о выездной проверке. Если проверка проводится на законных основаниях, обеспечьте беспрепятственный доступ проверяющих на территорию организации, в здания, строения, сооружения, помещения, используемые при осуществлении хозяйственной деятельности, к оборудованию и транспорту.

к содержанию ↑

8. Дождаться приговора

По результатам проверки всегда составляется акт. Если инспектор обнаружил нарушения, то составит также предписание, протокол об административном правонарушении и постановление о привлечении к административной ответственности.

Необходимо проверить, правильно ли составлены все эти документы, не допущено ли ошибок при установлении факта нарушения, правильно ли вынесено наказание.

На оплату штрафа компании отводится 60 дней с момента вступления постановления в законную силу. Можно подавать в ГИТ ходатайство о предоставлении отсрочки или рассрочки.

Об уплате штрафа следует отчитаться в ГИТ. За неисполнение постановления предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, административным арестом на срок до 15 суток, обязательными работами на срок до 50 суток.

к содержанию ↑

9. Оценить судебные перспективы

Постановление о привлечении к административной ответственности и предписание об устранении нарушений трудового законодательства можно обжаловать в административном порядке (в вышестоящий орган) или в суде. Подавать жалобу и туда, и туда не стоит, так как приоритет у суда.

Обжаловать только в административном порядке зачастую неэффективно. Своим доверителям мы рекомендуем обращаться сразу в суд.

Если вы уже смирились с перспективой получить штраф, то заявляйте о наложении штрафа персонально на генерального директора, а не на компанию. Денежные взыскания на должностных лиц в разы меньше, чем на сами организации.

Инспекторы при проведении проверки не имеют права выдавать предписания по индивидуальному трудовому спору — например, когда сотрудник обжалует увольнение. Разрешение таких споров возможно только в суде.

Если инспекторы всё же вынесут предписание, например о восстановлении сотрудника на работе, вы сможете отменить его через суд. Инспектор вправе устранить нарушения, допущенные в отношении работника, в том числе и при его увольнении, только посредством вынесения обязательного для работодателя предписания об отмене приказа о применении к работнику дисциплинарного взыскания или приказа об увольнении работника.

Автор статьи
Новиков Станислав Михайлович
Юрист-практик с 7-летним стажем. Специализация — гражданское право. Член ассоциации юристов.
Следующая
СоциальноеОбразцы заполнения всех анкет, бумаг для оформления пенсии по выслуге лет

Добавить комментарий

Adblock
detector