Статья 213 изменения по от 2024 года

Работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года — ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.

Работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для отдельных категорий работников могут устанавливаться обязательные медицинские осмотры в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены). Время прохождения указанных медицинских осмотров включается в рабочее время.

Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В случае необходимости по решению органов местного самоуправления у отдельных работодателей могут вводиться дополнительные условия и показания к проведению обязательных медицинских осмотров.

Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для отдельных категорий работников медицинскими осмотрами может предусматриваться проведение химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.

Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Предусмотренные настоящей статьей медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.

к содержанию ↑

Комментарии к ст. 213 ТК РФ

1. Статьей 266 ТК предусмотрено, что лица в возрасте до 18 лет принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижения возраста 18 лет, ежегодно подлежат медицинскому осмотру.

Медицинские осмотры осуществляются за счет средств работодателя. Статья 73 ТК предусматривает, что работника, нуждающегося в соответствии с медицинским заключением в предоставлении другой работы, работодатель обязан с его согласия перевести на другую имеющуюся работу, не противопоказанную ему по состоянию здоровья.

При отказе работника от перевода либо отсутствии в организации соответствующей работы трудовой договор прекращается.

Перечень вредных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры, и порядок их проведения в настоящее время устанавливаются Минздравсоцразвития России. По решению органов местного самоуправления в отдельных организациях могут вводиться дополнительные условия и показания к проведению медицинских осмотров.

В этих случаях работодатель обязан организовывать проведение предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников.

При уклонении работника от прохождения медицинских осмотров или невыполнении им рекомендаций по результатам проведенных обследований работодатель не должен допускать работника к выполнению им трудовых обязанностей.

Предварительные медицинские осмотры (обследования) при поступлении на работу проводятся в целях определения соответствия состояния здоровья работника (освидетельствуемого) поручаемой ему работе.

Периодические медицинские осмотры (обследования) проводятся в целях:

динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на состояние здоровья работников, формирования групп риска;

Мнение эксперта
Новиков Станислав Михайлович
Юрист-практик с 7-летним стажем. Специализация — гражданское право. Член ассоциации юристов.

выявления общих заболеваний, являющихся медицинскими противопоказаниями для продолжения работы, связанной с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов;

своевременного проведения профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и восстановление трудоспособности работников.

Частота проведения периодических медицинских осмотров (обследований) определяется территориальными органами Роспотребнадзора совместно с работодателем исходя из конкретной санитарно-гигиенической и эпидемиологической ситуации, но периодические медицинские осмотры (обследования) должны проводиться не реже чем 1 раз в 2 года. Лица, не достигшие возраста 21 года, проходят периодические медицинские осмотры ежегодно.

Периодические медицинские осмотры (обследования) работников могут проводиться досрочно в соответствии с медицинским заключением или по заключению территориальных органов Роспотребнадзора с обязательным обоснованием в направлении причины досрочного (внеочередного) осмотра (обследования).

Предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников проводятся медицинскими организациями, имеющими лицензию на указанный вид деятельности.

Работникам, занятым на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами в течение 5 лет и более, периодические медицинские осмотры (обследования) проводятся в центрах профпатологии и других медицинских организациях, имеющих лицензии на экспертизу профпригодности и экспертизу связи заболевания с профессией, 1 раз в 5 лет.

Работодатель определяет контингенты и составляет поименный список лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам (обследованиям), с указанием участков, цехов, производств, вредных работ и вредных и (или) опасных производственных факторов, оказывающих воздействие на работников, и после согласования с территориальными органами Роспотребнадзора направляет его за 2 мес. до начала осмотра в медицинскую организацию, с которой заключен договор на проведение периодических медицинских осмотров (обследований).

Медицинская организация на основании полученного от работодателя поименного списка работников, подлежащих периодическим медицинским осмотрам (обследованиям), утверждает совместно с работодателем календарный план проведения медицинских осмотров (обследований).

Руководитель медицинской организации, осуществляющей предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), утверждает состав медицинской комиссии, председателем которой должен быть врач-профпатолог или врач иной специальности, имеющий профессиональную подготовку по профпатологии, членами комиссии — специалисты, прошедшие в рамках своей специальности подготовку по профпатологии. Комиссия определяет виды и объемы необходимых исследований с учетом специфики действующих производственных факторов и медицинских противопоказаний к осуществлению или продолжению работы на основании действующих нормативных правовых актов.

Работник для прохождения предварительного медицинского осмотра (обследования) представляет направление, выданное работодателем, в котором указываются вредные и (или) опасные производственные факторы и вредные работы, а также паспорт или другой документ, его заменяющий, амбулаторную карту или выписку из нее с результатами периодических осмотров по месту предыдущих работ и в случаях, предусмотренных законодательством РФ, — решение врачебной психиатрической комиссии.

Оформление результатов предварительных и периодических медицинских осмотров проходит следующим образом.

Заключение медицинской комиссии и результаты медицинского осмотра (обследования), как предварительного, так и периодического, а также выписка из амбулаторной карты работника вносятся в карту предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований).

Медицинская организация совместно с территориальными органами Роспотребнадзора и представителем работодателя обобщает результаты проведенных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников и составляет заключительный акт по его итогам в 4 экземплярах. Заключительный акт в течение 30 дней должен быть представлен медицинской организацией работодателю, территориальному органу Роспотребнадзора и центру профпатологии.

Работник информируется о результатах проведенного медицинского осмотра (обследования).

В случае если при проведении периодического медицинского осмотра (обследования) возникают подозрения на наличие у работника профессионального заболевания, медицинская организация направляет его в установленном порядке в центр профпатологии на экспертизу связи заболевания с профессией.

Центр профпатологии при установлении связи заболевания с профессией составляет медицинское заключение и в 3-дневный срок направляет соответствующее извещение в территориальный орган Роспотребнадзора, работодателю, страховщику и в медицинскую организацию, направившую работника.

Работник, у которого установлен диагноз профессионального заболевания, центром профпатологии направляется с соответствующим заключением в медицинскую организацию по месту жительства, которая оформляет документы для представления на медико-социальную экспертизу.

Центр профпатологии субъекта РФ обобщает и анализирует результаты периодических медицинских осмотров (обследований), проведенных в течение года на территории субъекта РФ, и представляет ежегодный отчет в установленном порядке в орган управления здравоохранением субъекта РФ.

3. Работникам (освидетельствуемым), которым противопоказана работа с вредными и опасными веществами, выдается заключение клинико-экспертной комиссии (КЭК) на руки, а копия пересылается в 3-дневный срок работодателю, выдавшему направление.

Медицинскому осмотру при поступлении на работу и в дальнейшем в установленные сроки (например, 1 раз в год) подлежат категории работников конкретных, перечисленных в нормативных актах организаций: пищевых предприятий, предприятий общественного питания, детских учреждений, детских лечебно-профилактических и санаторно-курортных учреждений, школ и других учебно-вспомогательных учреждений для детей и подростков, лечебно-профилактических учреждений для взрослых, санаториев, домов отдыха, домов инвалидов, аптек и фармацевтических заводов, предприятий по санитарно-гигиеническому обслуживанию населения, гостиниц, общежитий, бассейнов, водопроводных станций, водоразборных будок и колонок, предприятий, вырабатывающих и продающих детские игрушки, детских библиотек, детских ателье и др.

4. Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г.

N 695 утв. Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности.

5. В соответствии с комментируемой статьей работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные медицинские осмотры (обследования).

Предусмотренные указанной статьей медицинские осмотры (обследования) осуществляются за счет работодателя.

к содержанию ↑

Ответственность за хулиганство: неурегулированные вопросы

31 декабря 2020 г. вступил в силу закон, изменивший редакцию ст. 213 УК РФ об ответственности за хулиганство. В целом он усилил ответственность за данное деяние, причем в нескольких направлениях.

Госдума приняла закон о криминализации хулиганства, совершенного группой лиц без предварительного сговора, а также с применением насилия к гражданам и с угрозой его применения

Во-первых, был возвращен ранее действовавший один из необходимых признаков ответственности за преступное хулиганство, связанный с применением насилия или угрозой его применения. Во-вторых, применение при совершении хулиганства оружия или предметов, используемых в качестве оружия, теперь влечет ответственность по ч.

2 ст. 213 УК и относится к тяжким преступлениям.

В-третьих, к квалифицированным видам хулиганства законодатель отнес совершение преступления не только группой лиц по предварительному сговору и организованной группой, но и просто группой лиц.

Наконец, была усилена ответственность за совершение хулиганства с применением взрывчатых веществ или взрывных устройств: если ранее срок лишения свободы по ч. 3 ст. 213 УК составлял максимум до 7 лет, теперь – от 5 до 8 лет.

Изменения закона чреваты серьезными проблемами правоприменения для органов предварительного следствия и судов, в производстве которых находятся возбужденные до изменения закона уголовные дела по обвинению лиц в совершении хулиганства, сопряженного с причинением вреда здоровью, а также с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, при отсутствии обязательных признаков состава преступления, указанных в ч. 1 ст.

213 УК в новой редакции.

Прежде всего неясно, как с учетом новой редакции ст. 213 УК квалифицировать действия лиц, совершивших хулиганство с применением насилия, – в частности, следует ли при причинении вреда здоровью потерпевшего в ходе хулиганских действий квалифицировать действия обвиняемого по совокупности преступлений, предусмотренных ст.

Мнение эксперта
Новиков Станислав Михайлович
Юрист-практик с 7-летним стажем. Специализация — гражданское право. Член ассоциации юристов.

213 УК и статьями, устанавливающими ответственность за причинение вреда здоровью, либо в подобных случаях достаточно вменения ст. 213.

Применительно к прежней редакции данной нормы, в которой насилие не являлось квалифицирующим признаком хулиганства, Пленум Верховного Суда РФ (Постановление от 15 ноября 2007 г. № 45 «О судебной практике по уголовным делам о хулиганстве и иных преступлениях, совершенных из хулиганских побуждений») разъяснил, что, поскольку причинение вреда не охватывается диспозицией ст.

213 УК, действия виновного, причинившего вред здоровью потерпевшего в ходе совершения хулиганства, должны квалифицироваться по совокупности преступлений.

Поскольку в настоящее время закон изменен и применение насилия является одним из обязательных признаков хулиганства, означает ли это, что насилие охватывается диспозицией ст. 213 УК и дополнительной квалификации по соответствующим статьям Кодекса при причинении вреда здоровью в ходе совершения хулиганских действий не требуется?

Напомню, что применение насилия не впервые появилось в диспозиции статьи, предусматривающей ответственность за хулиганство. Поле принятия УК РФ в 1996 г.

обязательными признаками хулиганства были применение насилия или угроза его применения, а равно уничтожение или повреждение имущества. Федеральным законом от 8 декабря 2003 г.

ст. 213 УК была изменена, и применение насилия как обязательный признак состава преступления исключено.

В период действия статьи в первоначальной редакции в части квалификации насилия действовало разъяснение Пленума ВС (Постановление от 24 декабря 1991 г. № 5 в редакции от 25 октября 1996 г.), согласно которому причинение в ходе совершения хулиганства вреда здоровью требовало квалификации действий обвиняемых по ст.

213 УК и, соответственно, по статьям, предусматривающим ответственность за причинение вреда здоровью, если последние являлись более тяжкими преступлениями. В частности, по совокупности с хулиганством вменялась ст.

111 УК, средний и легкий вред здоровью охватывался составом ст. 213 и в дополнительной квалификации не нуждался.

В настоящее время содержащееся в Постановлении № 5 указанное разъяснение юридической силы не имеет, а действующее Постановление № 45 в этой части утратило актуальность. В связи с образовавшимся пробелом в правовом регулировании суды по-разному подходят к разрешению данной проблемы, в большинстве случаев квалифицируя действия обвиняемых при применении насилия в ходе совершения хулиганства по совокупности независимо от тяжести вреда здоровью.

В связи с этим полагаю, что только оперативные разъяснения на уровне Верховного Суда положат конец этой «юридической вакханалии».

Другая проблема, связанная с новой редакцией ст. 213 УК, – фактическая декриминализация хулиганства, совершенного с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, как отдельного простого состава.

Так, признак применения оружия при совершении хулиганства в новой редакции статьи перешел в разряд квалифицирующих, влекущих повышенную уголовную ответственность, но может применяться теперь только при условии наличия обстоятельств, указанных в ч. 1 ст.

213 УК. Данное обстоятельство влечет декриминализацию таких распространенных деяний, как применение оружия в ходе массовых мероприятий (например, свадебных гуляний).

Таким образом, участник свадебного кортежа, применивший оружие в центре города, согласно новой редакции ст. 213 УК не может быть привлечен к уголовной ответственности за хулиганство, если его действия не были сопряжены с применением насилия или угрозой применения насилия, либо у него отсутствовали мотивы ненависти или вражды по указанным в законе признакам, либо, наконец, если его действия не были совершены на транспорте общего пользования, что вряд ли возможно в реальной жизни.

Между тем именно в отношении так называемых «свадебных хулиганов» и прочих лиц, применяющих оружие в общественных местах, использовалась ст. 213 УК в прежней редакции.

Кроме того, следует отметить, что, изменив редакцию ст. 213 УК путем переноса признака применения оружия или предметов, используемых в качестве оружия, в ч.

2 данной статьи, законодатель фактически декриминализовал деяния лиц, привлеченных до 31 декабря 2020 г. к уголовной ответственности за совершение хулиганства именно по данному признаку, что должно повлечь освобождение их от ответственности.

При этом, даже если указанные лица в ходе вмененных им действий применили насилие или угрозу его применения, данное обстоятельство ситуацию не изменит с учетом действия нормы об обратной силе закона, закрепленной в ст. 10 УК (им нельзя будет вменить появившийся в законе признак, так как это ухудшит положение обвиняемых).

Хотелось бы, чтобы обозначенные проблемы применения новой редакции ст. 213 УК были разрешены как можно скорее.

Но если вопросы правильной квалификации причинения вреда здоровью в ходе совершения хулиганства могут быть сняты на уровне разъяснений Пленума Верховного Суда, то устранить законодательный пробел в части ответственности «свадебных хулиганов» без изменения закона, думаю, вряд ли удастся.

к содержанию ↑

Статья 213 ТК РФ в 2024 году – периодичность прохождения медосмотров

Статья 213 ТК РФ посвящена медицинским осмотрам. Цель их проведения – проверка состояния здоровья работника перед поступлением на работу и в ходе исполнения трудовых обязанностей.

Некоторые факторы или работы для представителей конкретных профессий признаются государством опасными и требуют периодического отслеживания их влияния. Медосмотры призваны сохранить здоровье самого работника и других граждан (например, если работник трудится в сфере общепита).

Пока ст. 213 ТК РФ в 2024 году не менялась, но есть законопроекты о внесении поправок в эту норму. Подробнее – далее в статье.

к содержанию ↑

Основной смысл и структура статьи

Статья 213 ТК РФ с изменениями на 2024 год медосмотр вводит в качестве обязательной процедуры для работников, трудящихся во вредных и опасных условиях, а также на транспорте. Цель прохождения медосмотра также указана – определение пригодности гражданина для исполнения трудовой функции, предотвращение наступления профзаболеваний (ч.

1 ст. 213 ТК РФ).

Работники общепита, водопровода, медучреждений, педагоги проходят медосмотры в целях охраны здоровья населения (ч. 2 ст.

213 ТК РФ).

В статье восемь пунктов, которые регулируют правоотношения по проведения медосмотров, и содержат отсылки к другим нормативным актам. Также стоит указать, что Приказом Минздрава России №29н от 28.01.2021 года изменен порядок их прохождения.

к содержанию ↑

Содержание статьи

Также части статьи устанавливают следующие положения:

  • для некоторых работников могут вводиться ежедневные медосмотры (ч. 3 ст. 213). Время их прохождения считается рабочим;
  • часть 4 статья 213 ТК РФ с изменениями на 2024 год указывает, что перечень вредных факторов и порядок прохождения медосмотров устанавливаются уполномоченным органом (Минздрав РФ). Порядок в 2024 году изменен;
  • органы местного самоуправления вправе вводить дополнительные основания для медосмотров у отдельных работодателей (ч. 5 ст. 213);
  • часть 6 устанавливает возможность проведения в ходе осмотра исследований на предмет наличия в организме работника психотропных и наркотических веществ;
  • часть 7 ст. 213 ТК РФ психиатрическое освидетельствование вводит в качестве обязательного для работников на вредных и опасных производствах и еще для ряда работников (список утвержден в Постановление Совета Министров – Правительства РФ от 28 апреля 1993 г. N 377). Периодичность – раз в 5 лет;
  • ч. 8 ст. 213 ТК РФ устанавливает, что медосмотры проводятся за счет работодателя. Это правило действует и для предварительных медосмотров, при поступлении на службу. Причем судебная практика исходит из того, что оплата медучреждению должна производиться сразу работодателем, так как компенсация расходов работника на медосмотр в ТК РФ не закреплена.

Таким образом, периодичность прохождения медосмотров устанавливается в зависимости от рода деятельности Приказом Минздрава РФ.

к содержанию ↑

Планируемые изменения

Проектом закона планируется изменения в порядок проведения медосмотра с учетом развития техники. Ст. 213 ТК РФ в новой редакции будет предусматривать возможность (но не обязанность) проведения ежедневных осмотров (предрейсовых, послерейсовых и т.д.) с использованием дистанционных способов передачи информации.

Полный текст ст. 213 ТК РФ

Статья 213 ТК РФ. Медицинские осмотры некоторых категорий работников (в редакции 2024 года)

Работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года – ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.

Предусмотренные настоящей статьей медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.

к содержанию ↑

Изменения в Правилах по охране труда при эксплуатации электроустановок с 1 сентября 2024 года

С 1 сентября 2024 года начнет действовать новая редакция правил по охране труда при эксплуатации электроустановок. Приказом Минтруда России от 29 апреля 2024 года № 279н внесли поправки в действующие Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок № 903н.

В статье мы расскажем, какие именно изменения произошли, и почему возникли такие перемены.

к содержанию ↑

Для чего специалиста по ОТ знать о новом законопроекте

Обучение правилам работы при эксплуатации электроустановок на сегодняшний день проводят по двум документам для организаций-потребителей – непосредственно по самим правилам № 903н и ПТЭЭП № 6 от 13.01.2003. Если в правилах по охране труда указаны требования к эксплуатации электроустановок, то в ПТЭЭП конкретизированы требования к подготовке работников к работе в электроустановках.И вот этот самый ПТЭЭП планируют отменить.

Мнение эксперта
Новиков Станислав Михайлович
Юрист-практик с 7-летним стажем. Специализация — гражданское право. Член ассоциации юристов.

Именно поэтому в новые Правила по охране труда с 1 сентября 2024 года включили положения, касающиеся обучения правилам работы в электроустановках из ПТЭЭП, дополняющие действующие правила по охране труда.

В отличие от действующих в настоящее время Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, которые были приняты в 2003 году, проект направлен на установление нормативных требований в сфере обеспечения надежности и безопасности объектов электроэнергетики, обеспечения надежности функционирования электроэнергетических систем и бесперебойного электроснабжения потребителей электроэнергии.

Например, до 1 сентября нужно руководствоваться требованиями к составу комиссии по проверке знаний, к инструктажам и к стажировке, которые указаны в ПТЭЭП, а не в правилах по охране труда. Именно в ПТЭЭП прописано, какой персонал относится к электротехническому, неэлектротехническому и электротехнологическому.

Автор статьи
Новиков Станислав Михайлович
Юрист-практик с 7-летним стажем. Специализация — гражданское право. Член ассоциации юристов.
Следующая
ДругоеПоложение о порядке проведения служебного расследования дорожно - транспортных происшествий статус 2024

Добавить комментарий

Adblock
detector