Ст.212 в редакции 2024 года

«Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ > Часть III > Раздел X > Глава 34 > Статья 212. Государственные нормативные требования охраны труда и национальные стандарты безопасности труда

Государственными нормативными требованиями охраны труда устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Государственные нормативные требования охраны труда содержатся в федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актах, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, нормативных правовых актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого производственного оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

К нормативным правовым актам, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, и содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся:

правила по охране труда, а также иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, предусмотренные настоящим Кодексом;

единые типовые нормы бесплатной выдачи работникам средств индивидуальной защиты.

Государственные нормативные требования охраны труда утверждаются с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Порядок разработки, утверждения и изменения государственных нормативных требований охраны труда устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В целях содействия соблюдению правил по охране труда разрабатываются и утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти национальные стандарты безопасности труда. Порядок разработки, утверждения и применения национальных стандартов безопасности труда определяется законодательством Российской Федерации о стандартизации.

  • Статья 211.3. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда
  • Статья 213. Государственная экспертиза условий труда
к содержанию ↑

Комментарий к ст. 212 TК РФ

1. В настоящей статье детализированы закрепленные в ст. 22 ТК основные обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, которые нашли отражение не только в настоящем разделе, но и в иных разделах ТК (см. комментарии к соответствующим статьям ТК).

2. Свидетельством соответствия состояния охраны труда у данного работодателя государственным нормативным требованиям охраны труда является получение сертификата безопасности на основании Постановления Минтруда России от 24 апреля 2002 г. N 28 «О создании системы сертификации работ по охране труда в организациях» (БНА РФ. 2002. N 33).

3. Соответствие условий труда на конкретных рабочих местах требованиям безопасности и охраны труда определяется аттестацией рабочих мест, проводимой по правилам, установленным в Приказе Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. N 569 «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» (БНА РФ. 2008. N 10).

4. Аттестация рабочих мест предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.

к содержанию ↑

Судебная практика по статье 212 TК РФ

В части первой статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации указано, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Работодатель обязан обеспечить недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний (абзац двенадцатый части второй статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации).

Содержащиеся в Трудовом кодексе РФ положения об обязанности работодателя проводить мероприятия по охране труда с правом (и обязанностью) работодателя отстранять от связанной с движением поездов и маневрированием работы (не допускать к такой работе), а также об обязанности указанного работника проходить в установленном порядке обучение, проверку знаний и навыков в области охраны труда (ст. ст.

76, 212, 225 Трудового кодекса РФ) не имеют отношения к вопросу об исполнении судебных решений о восстановлении на работе работников, работа которых связана с движением поездов и маневренной работой, в связи с чем ссылка в кассационной жалобе на данные нормы Федерального закона, якобы подлежащие применению при разрешении настоящего спора, несостоятельна.

Статьями 212, 214 Трудового Кодекса РФ предусмотрена обязанность работника проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и проверку знаний требований охраны труда и обязанность работодателя обеспечить проверку знания требований охраны труда и недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний и требований охраны труда.

Обязанность работника проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и проверку знаний требований охраны труда и обязанность работодателя обеспечить проверку знания требований охраны труда и недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний и требований охраны труда, предусмотрена статьями 212, 214 Трудового кодекса Российской Федерации.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд обоснованно исходил из того, что согласно части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить расследование и учет в установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Работодатель согласно части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязан обеспечить расследование и учет в установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ).

Верховный Суд Российской Федерации, проанализировав оспариваемый в части Порядок на соответствие действующему законодательству, пришел к правильному выводу о том, что установление обязательного участия при аттестации рабочих мест сторонней аттестующей организации, не противоречит части второй статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации, возлагающей на работодателя обязанность по обеспечению проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Часть двенадцатая статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьей 212 этого Кодекса не исключает права уполномоченного органа государственной власти осуществлять нормативно-правовое регулирование, в соответствии с которым аттестация проводится работодателем совместно с аттестующей организацией, которая должна быть независимым лицом по отношению к работодателю, что не может рассматриваться как нарушение гражданских прав заявителя.

Данной норме закона корреспондирует статья 212 ТК РФ, согласно которой работодатель обязан в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.

М.Ю. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением, в котором просит признать не действующими подпункт 6 пункта 17 Перечня в части, предусматривающей в качестве дополнительных медицинских противопоказаний для выполнения работ медицинского персонала лечебно-профилактических учреждений заразные и деструктивные формы туберкулеза, и абзац двадцать шестой пункта 48 Порядка, ссылаясь на их несоответствие статьям 209, 212 Трудового кодекса Российской Федерации, статьям 7, 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г.

N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», статьям 24, 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», а также Инструкции о проведении обязательных профилактических медицинских осмотров на туберкулез и порядке допуска к работе в некоторых профессиях лиц, больных туберкулезом, утвержденной Министерством здравоохранения СССР 27 декабря 1973 г.

N 1142 «а»-73.

М., которому было отказано в приеме на работу на должность участкового врача-фтизиатра в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения «Брянский противотуберкулезный диспансер» в связи с его нахождением на диспансерном учете по поводу активного туберкулеза органов дыхания с выделением микобактерий туберкулеза, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании не действующими подпункта 6 пункта 17 Перечня в части, устанавливающей в качестве дополнительных медицинских противопоказаний для выполнения работ медицинского персонала лечебно-профилактических учреждений заразные и деструктивные формы туберкулеза, а также абзаца двадцать шестого пункта 48 Порядка. В обоснование своих требований указывал на противоречие оспариваемых предписаний статьям 209, 212 Трудового кодекса Российской Федерации, статьям 7, 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г.

N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон о специальной оценке условий труда), статьям 24, 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон об основах охраны здоровья граждан), Инструкции о проведении обязательных профилактических медицинских осмотров на туберкулез и порядке допуска к работе в некоторых профессиях лиц, больных туберкулезом, утвержденной Министерством здравоохранения СССР 27 декабря 1973 г.

N 1142″а»-73.

к содержанию ↑

Статья 212. Массовые беспорядки

1. Организация массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением оружия, взрывных устройств, взрывчатых, отравляющих либо иных веществ и предметов, представляющих опасность для окружающих, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти, а равно подготовка лица для организации таких массовых беспорядков или участия в них —

наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

1.1. Склонение, вербовка или иное вовлечение лица в совершение действий, предусмотренных частью первой настоящей статьи, —

наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет либо без такового, либо принудительными работами на срок от двух до пяти лет, либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.

2. Участие в массовых беспорядках, предусмотренных частью первой настоящей статьи, —

наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет.

Мнение эксперта
Кузьмин Сергей Станиславович
Юрист-консульт с 6-летним опытом. Специализация — семейное право. Опыт более 3 лет в разработке юридической документации.

3. Призывы к массовым беспорядкам, предусмотренным частью первой настоящей статьи, или к участию в них, а равно призывы к насилию над гражданами —

наказываются ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

4. Прохождение лицом обучения, заведомо для обучающегося проводимого в целях организации массовых беспорядков либо участия в них, в том числе приобретение знаний, практических умений и навыков в ходе занятий по физической и психологической подготовке, при изучении способов организации массовых беспорядков, правил обращения с оружием, взрывными устройствами, взрывчатыми, отравляющими, а также иными веществами и предметами, представляющими опасность для окружающих, —

наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.

Примечание. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное частью четвертой настоящей статьи, освобождается от уголовной ответственности, если оно сообщило органам власти о прохождении обучения, заведомо для обучающегося проводимого в целях организации массовых беспорядков либо участия в них, способствовало раскрытию совершенного преступления или выявлению других лиц, прошедших такое обучение, осуществлявших, организовавших или финансировавших такое обучение, а также мест его проведения и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

  • Статья 211. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава
  • Статья 212.1. Неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования
к содержанию ↑

Комментарий к ст. 212 УК РФ

Основной объект преступления — общественная безопасность.

Дополнительный объект — отношения по обеспечению телесной неприкосновенности человека, его здоровья, собственности, общественного порядка, нормальной деятельности предприятий, учреждений, органов власти и управления.

Под массовыми беспорядками законодатель понимает преступление, нарушающее общественную безопасность и способное причинить тяжкие последствия в сфере экономики, политики, экологии, военной сфере, парализовать деятельность органов государственной власти и управления.

Объективная сторона преступления (ч. 1 ст. 212 УК РФ) состоит в организации массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти.

Организацией массовых беспорядков признаются активные действия по организации, собиранию толпы, призывы ко всем находящимся в месте совершения преступления гражданам присоединиться к некой группе «активистов» для совершения погромов, поджогов, уничтожения имущества, применения огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказания вооруженного сопротивления представителям власти, разъяснение мотивов и повода совершения этих действий; дальнейшее определение направления движения толпы, конкретного содержания ее действий, подача сигналов к началу действий и т.п. В ряде случаев при организации массовых беспорядков проводится работа по вооружению участников беспорядков, подготовке предметов, которые могут быть использованы ими в качестве оружия.

Организаторы планируют развитие беспорядков, распределяют между собой роли при их проведении, готовят и обучают так называемых провокаторов и боевиков, воздействуют на настроения людей непосредственно на мероприятии, распространяя листовки с призывами к насильственным действиям, организуют выступления специально подготовленных ими ораторов. Особенно опасны действия организаторов, проводимые на почве разжигания национальной или религиозной вражды, поскольку, как показывает практика, в этих случаях, как правило, неминуемы посягательства на жизни людей.

Уже непосредственно при совершении массовых беспорядков организаторы лично либо через своих доверенных лиц руководят действиями толпы, координируют их для наиболее эффективного сопротивления правоохранительным органам, постоянно поддерживают у людей возбужденное и агрессивное настроение выдвижением новых лозунгов, сообщением сведений, вызывающих возмущение людей .

Соловьев А. Массовые беспорядки: организация, участие, призывы к неподчинению // Российская юстиция. 2000. N 7.

Под массовыми беспорядками, сопровождающимися насилием, понимается нанесение толпой случайным потерпевшим, представителям органов власти, местного самоуправления побоев, причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью, истязание потерпевших. Если в ходе массовых беспорядков их участники причиняют тяжкий вред здоровью одного или нескольких потерпевших либо смерть, то содеянное квалифицируется по совокупности со ст.

ст. 212 и 111, 105 УК РФ.

Погромом является разрушение, осквернение зданий, сооружений, жилых домов, транспортных средств, объектов инфраструктуры.

Поджоги — это умышленное воспламенение имущества, зданий, сооружений, жилых домов, автомобилей и другого транспорта.

Уничтожение имущества означает приведение его в состояние, непригодное для использования, которое невозможно или экономически нецелесообразно восстановить.

Под применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств понимается их использование для причинения вреда здоровью человека, уничтожения, повреждения имущества, а также угроза немедленного применения (по вопросу о применении огнестрельного оружия см. комментарий к ст. 206 УК РФ).

Оказание вооруженного сопротивления представителю власти означает активное противодействие участниками массовых беспорядков представителям власти (сотрудникам милиции, спецслужб, военнослужащим, выполняющим обязанности по охране общественного порядка, дружинникам и т.п.) путем применения или угрозы применения оружия (огнестрельного или холодного) при выполнении возложенных на них обязанностей, а также иным представителям любой из ветвей власти.

Состав организации массовых беспорядков формальный, ответственность наступает за действия, завершившиеся сбором, созданием толпы, которая последовала призывам организатора и начала погромы, поджоги и т.д., независимо от последствий акта массовых беспорядков.

Субъективная сторона организации массовых беспорядков характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что организует массовые беспорядки, и желает совершить эти действия.

Мотивы преступления на квалификацию не влияют. Ими могут быть реакционно-шовинистические настроения, хулиганские побуждения, протест против правомерных или неправомерных действий должностных лиц, представителей власти и др.

Субъект организации массовых беспорядков общий — вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.

Частью 2 ст. 212 УК РФ установлена ответственность за самостоятельный состав преступления — участие в массовых беспорядках, предусмотренных ч.

Мнение эксперта
Кузьмин Сергей Станиславович
Юрист-консульт с 6-летним опытом. Специализация — семейное право. Опыт более 3 лет в разработке юридической документации.

1 ст. 212 УК РФ.

Участием в массовых беспорядках является совершение лицом насильственных действий, погромов, поджогов и других деяний, перечисленных в ч. 1 ст.

212 УК РФ. Если лицо находится в толпе, но не совершает никаких из перечисленных в ч.

1 ст. 212 УК РФ действий, то состав преступления отсутствует.

Если лицо — участник массовых беспорядков совершает деяния, не предусмотренные ч. 1 ст.

212 УК РФ, например похищает имущество из разгромленного здания, причиняет смерть кому-либо, совершает изнасилование, то такие действия требуют самостоятельной квалификации по соответствующим статьям УК РФ.

Субъективная сторона участия в массовых беспорядках характеризуется прямым умыслом.

Субъект преступления общий. Участником массовых беспорядков может признаваться вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.

В ч. 3 ст. 212 УК РФ содержится еще один самостоятельный состав преступления — призывы к активному неподчинению законным требованиям представителей власти и к массовым беспорядкам, а равно призывы к насилию над гражданами.

Состав данного преступления имеет место в том случае, если лицо обращалось с соответствующим настойчивым предложением к персонально не определенному широкому кругу лиц. В отличие от обращений к потенциальным участникам массовых беспорядков, направленным на немедленную организацию массовых беспорядков по ч.

1 ст. 212 УК, действия по ч.

3 ст. 212 УК являются призывами общего характера.

Высказывания могут озвучиваться, передаваться с использованием средств массовой информации, излагаться в виде листовок и т.д.

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что в ч. 3 ст.

212 УК РФ речь идет о призывах именно к активному неподчинению законным требованиям, которое может выражаться в оказании сопротивления работникам милиции, построении баррикад, применении дымовых шашек и т.п. Призывы к пассивному неподчинению состава рассматриваемого преступления не образуют.

Состав этого преступления формальный, деяние окончено с момента распространения призывов к активному неподчинению законным требованиям представителей власти, массовым беспорядкам, насилию над гражданами (о понятии призывов см. также комментарий к ст. 205.2 УК РФ).

Субъект преступления общий — вменяемое лицо, достигшее шестнадцати лет.

Автор статьи
Кузьмин Сергей Станиславович
Юрист-консульт с 6-летним опытом. Специализация — семейное право. Опыт более 3 лет в разработке юридической документации.
Следующая
ДругоеНезаконное установки электрощитка: куда обратиться

Добавить комментарий

Adblock
detector