Штраф за отсутствие годового отчета в ГИС ЖКХ: отсрочка в 2024 году

Аббревиатура ГИС ЖКХ прочно вошла в обиход, в том числе, на обывательском уровне. Сайт ГИС ЖКХ стал рабочим инструментом и в ежедневном режиме используется физическими и юридическими лицами, а также надзорными органами для получения информации, внесения необходимых сведений и проведения проверок.

Восприятие ГИС ЖКХ на конец 2021 года

Если считать от даты принятия Федерального закона от 21.07.2014 г. № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», то 21.07.2021 г. ГИС ЖКХ исполнилось 7 лет.

На применение статьи13.19.2 КоАП РФ («Неразмещение информации, размещение информации не в полном объеме или размещение недостоверной информации в ГИС ЖКХ») вводился мораторий, а суммы штрафов постепенно уменьшались.

Конечный смысл создания ГИС ЖКХ для государства состоял в централизации информационно-разрешительных процессов на базе единой интернет-платформы. Ей и стал сайт https://dom.gosuslugi.ru/.

Государство сосредоточило в своих руках регулирование в виде реестра лицензий субъекта, контролируя, централизуя и монополизируя рынок путем применения процедур, установленных исполнителем органом власти.

ГИС ЖКХ имеет открытую часть, которая доступна всем пользователям. Через нее можно посмотретьинформацию об управлении многоквартирным домом, его технико-эксплуатационные характеристики, а также получить ряд иных сведений, которые размещены на сайте.

Закрытая часть ГИС ЖКХ доступна только тем пользователям, которые проходят регистрацию через ЕСИА (т.е. Госуслуги).

Здесь функционала больше, например, можно официально направить обращение в управляющую организацию или надзорный орган (и жалоба, отправленная через ЕСИА будет являться основанием для проведения проверки).

Можно сказать, что у управляющих организаций и ТСЖ выработался иммунитет на ГИС ЖКХ, ушли в прошлый какие-либо опасения от грозных штрафов или претензий со стороны надзорных органов по причине ненадлежащего ведения ГИС ЖКХ. Данная система ведется по большей части формально и все чаще с использованием принципов автоматизации.

Они позволяют одномоментно генерировать контент в ГИС ЖКХ при его поступлении.

Обязанности управляющей организации по ГИС ЖКХ

С 1 июля 2016 года состав информации, подлежащий раскрытию в ГИС ЖКХ приведен в Составе, сроках и периодичности размещения информации поставщиками информации в ГИС ЖКХ, утвержденном Приказом Минкомсвязи РФ, Минстроя России от 29.02.2016 № 74/114/пр (далее – Порядок № 74/114/пр). Это очень емкий документ, которые раскрывает требования по раскрытию информации не только для управляющей организации, но для всех участников сферы ЖКХ (властей, поставщиков ресурса и т.д.).

Для управляющей организации значение имеет раздел 10 Порядка № 74/114/пр, который называется «Информация, подлежащая размещению в системе лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами». Этот раздел содержит 21 группу сведений, которые также делятся на подразделы.

Мнение эксперта
Новиков Станислав Михайлович
Юрист-практик с 7-летним стажем. Специализация — гражданское право. Член ассоциации юристов.

Если перенести эти 21 группу сведений в текстовый формат, то число страниц в таблице раздела 10 составит цифру 80, то есть, состав сведений, подлежащих раскрытию – огромный.

Сведения, подлежащие размещению в ГИС ЖКХ для управляющей организации, включают:

1.Информацию об управляющей организации, ТСЖ или ЖСК (носит довольно общий характер, включает адрес, телефон, ИНН и иные подобные сведения).

2.Информацию об объектах государственного учета жилищного фонда, включая их технические характеристики и состояние (размещает тот, кто управляем домом; на основании нее в ГИС ЖКХ можно построить электронный паспорт дома).

3.Информацию о перечне предоставляемых работ и услуг, их стоимости.

4.Информацию об объеме, о качестве коммунальных услуг, предоставленных собственникам и пользователям помещений (в случае ст. 157.2 ЖК РФ, т.е.

когда управляющая организация не является исполнителем, она не раскрывает данную информацию, т.к. обязанным лицом является поставщик ресурса; впрочем, для РСО что-либо раскрывать по этому пункту – тоже большая редкость).

  1. Информацию о приборах учета, используемых для определения объема коммунальных услуг (даже в случае прямых договоров с РСО, эти сведения раскрывает управляющая организация).
  2. Информацию о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, перерывах в предоставлении (в случае ст. 157.2 ЖК РФ – это обязанность поставщика ресурса).
  3. Информацию о размере платы за жилое помещение (обычно эта информация раскрывается путем размещения протокола общего собрания или тарифного решения органа местного самоуправления (п. 4 ст. 158 ЖК РФ), однако на практике это происходит не всегда).
  4. Информацию о состоянии расчетов управляющей организации (ТСЖ/ЖСК) с ресурсоснабжающими организациями, информацию о состоянии расчетов управляющей организации с потребителями коммунальных услуг.
  5. Информацию о состоянии расчетов управляющей организации (ТСЖ/ЖСК) с лицами, осуществляющими оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
  6. Информацию о состоянии расчетов управляющей организации (ТСЖ/ЖСК) с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (эта информация раскрывается только в случае отсутствия прямых договоров по ст. 157.2 ЖК РФ).
  7. Информацию, подлежащую размещению управляющими организациями (ТСЖ/ЖСК) если они являются владельцами специального счета, открытого в целях формирования фонда капитального ремонта.
  8. Сведения о выполнении работ (оказании услуг) по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых за счет дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (сам факт таких взносов – очень большая редкость).
  9. Информацию о лицевых счетах, присвоенных собственникам и пользователям жилых (нежилых) помещений в многоквартирных домах.
  10. Информацию о договоре управления многоквартирным домом
  11. Информацию об отчете о выполнении договора управления многоквартирным домом и бухгалтерской (финансовой) отчетности. Такая информация размещается ежегодно до 31 марта года, следующего за отчетным (п. 11 ст. 162 ЖК РФ).
  12. Информацию об отчетности ТСЖ/ЖСК.
  13. Информацию о договорах о предоставлении в пользование части общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, о лицах, заключивших такие договоры от имени собственников помещений в многоквартирном доме, а также документы, подтверждающие полномочия указанных лиц заключать такие договоры (размещаются крайне редко по причине отсутствия принятых решений на общем собрании).
  14. Информацию об энергосервисных договорах (контрактах) (встречаются довольно редко).
  15. Информацию о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (в виде протоколов и принятых решений; чаще всего размещаются реквизиты протоколов, вместо полного текста скан образа).
  16. Информацию об ответах на обращения по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, поступивших в управляющую организацию, ТСЖ/ЖСК.
  17. Сведения о наличии или отсутствии у заявителя подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем 3 последних года.

Как было отмечено, каждая группа сведений содержит подпункты, где раскрывается детализация информации, подлежащей размещению. Можно сказать так, что состав сведений – просто колоссальный, а потому практически не выполнимый по размещению на 100%.

Поэтому, при желании, можно практически любой управляющей компании выписывать штраф по п. 2 ст.

13.19.2 КоАП РФ, например, за то, что не указано количество балконов, лоджий, козырьков и эркеров (п. 2.9) или площадь земельного участка (п.

2.11.2).

Специфика работы с информацией в ГИС ЖКХ

Значительная часть сведений по ГИС ЖКХ носит статичный характер. Это означает, что достаточно заполнить эти сведения 1 раз, они навсегда выгрузятся в систему и эти проблемы не будут беспокоить руководство управляющей организации в дальнейшем.

А та информация, которая является динамичной, т.к. требует систематического обновления, может размещаться на основании установленных алгоритмов (например, загрузки в систему показаний приборов учета или ежемесячно начисляемых сумм к оплате).

Особенности контроля надзорных органов по ГИС ЖКХ (теперь, уже после того как всех туда «загнали») в основном сводится к выдаче предупреждений о недопустимости обязательных требований по размещению информации. Другой вариант – показательные (точечные) процессы над теми, кто грубо пренебрегает обязательными требованиями.

Несмотря на то, что соблюдение лицензиатом требований к размещению информации в ГИС ЖКХ является лицензионным требованием (п. 6.1) ст.

193 ЖК РФ), создание проблем с работой по лицензии из-за ГИС ЖКХ – невероятная редкость. Кроме того, надзорным органам также не просто контролировать такой огромный объем сведений из раздела 10 Порядка № 74/114/прпо каждому дому, поэтому проверки носят или формальный или избирательный характер.

На взгляд автора, работать с ГИС ЖКХ необходимо, но без фанатизма и на основании принципа автоматизации данных процессов. Хорошей практикой является аутсорсинг подобных вопросов, т.е. передача ведения ГИС ЖКХ тем IT-компаниям, которые наработали хорошие алгоритмы по отработке раздела 10 Порядка № 74/114/пр.

Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наук

к содержанию ↑

Административная ответственность за ГИС ЖКХ : как её избежать

В соответствии с законодательством сегодня многочисленные поставщики информации вносят огромный объём сведений в систему. При их неразмещении или неполноте заполнения ГИС ЖКХ ответственность за это устанавливается по ст. ст. 13.19.1, 13.19.2 КоАП РФ. На примерах из судебной практики рассказываем, как избежать штрафа за ГИС ЖКХ.

Вносите всю необходимую информацию, чтобы избежать ответственности за ГИС ЖКХ

Штрафы за неразмещение информации в ГИС ЖКХ введены Федеральным законом от 21.07.2014 № 263-ФЗ, в том числе в отношении управляющих организаций, товариществ собственников жилья и жилищных кооперативов. Поставщики сведений, не размещающие информацию в системе или делающие это не в полном объёме, указанном в № 209-ФЗ и приказе № 74/114/пр, привлекаются к ответственности по специальным статьям КоАП РФ – 13.19.1 и 13.19.2.

Как показывает практика, в сфере ЖКХ суды назначают виновным в подобных правонарушениях штрафы именно по ст. 13.19.2 КоАП РФ. Статья 13.19.1 КоАП РФ, предусматривающая наказание за нарушение порядка размещения информации в системе, к УО, ТСЖ и ЖК не применяется. Их наказывают по ч. 2 ст. 13.19.2 КоАП РФ.

Делают это органы Госжилнадзора и прокуратура после проверок, в том числе по обращениям граждан с жалобами. На сайтах жилинспекций можно найти множество примеров таких проверок и привлечения УО/ТСЖ к административной ответственности за ГИС ЖКХ. Например, такой:

Новости о привлечении УО или ТСЖ к ответственности за неразмещение в ГИС ЖКХ на регулярной основе публикуют и некоторые информационные агентства и ленты новостей в интернете:

Мнение эксперта
Новиков Станислав Михайлович
Юрист-практик с 7-летним стажем. Специализация — гражданское право. Член ассоциации юристов.

О важности размещения в системе всех обязательных сведений и последствиях нарушения этих требований согласно ст. 13.19.2 КоАП РФ напоминают управляющими организациями, ТСЖ и ЖК и сами органы ГЖН:

Статья 13.19.2 КоАП РФ предусматривает ответственность за неразмещение информации в ГИС ЖКХ, а также за неполноту внесённых сведений или их недостоверность. УО, товарищества собственников и кооперативы наказывают за такие нарушения по ч.

2 ст. 13.19.2 указанного Кодекса, которая предусматривает наказание в виде предупреждения или штрафа для должностных лиц от 5 до 10 тыс.

рублей. При этом ответственность кооперативов и ТСЖ за ГИС ЖКХ такая же, как и у организаций, ведущих предпринимательскую деятельность по управлению домами.

Судебная практика по ч. 2 ст. 13.19.2 КоАП РФ в отношении организаций, управляющих многоквартирными домами, обширна. На примере нескольких дел посмотрим, как УО, ТСЖ и жилищным кооперативам избежать административной ответственности, не получить штрафы за ГИС ЖКХ или заменить наказание на предупреждение.

к содержанию ↑

Следите за изменениями законодательства по ГИС ЖКХ для отмены административной ответственности

Первый блок дел выделяется на фоне остальных тем, что относится к одному временному периоду: когда в конце 2017 года были внесены изменения в ч. 1 ст.

13.19.2 КоАП РФ. Органы ГЖН привлекали управляющие организации к ответственности по указанной статье до вступления в силу Федерального закона от 28.12.2017 № 437-ФЗ, который уточнил, что по ч.

1 наказать можно только администраторов ОСС.

к содержанию ↑

Обращайте внимание на сроки давности привлечения к административной ответственности по ст. 13.19.2 КоАП РФ

Вторая группа дел – отмена штрафов за неразмещение информации в ГИС ЖКХ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности. Такой повод избежать штрафа часто используется в делах об оспаривании наказаний по статьям КоАП РФ.

По ч. 2 ст. 13.19.2 КоАП РФ постановление в отношении УО, ТСЖ и кооператива не может быть вынесено судьёй по истечении трёх месяцев со дня совершения ими административного правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Этим регулярно пользуются поставщики информации для ГИС ЖКХ в сфере управления многоквартирными домами.

Таким же образом при неполном заполнении ГИС ЖКХ ответственности по ч. 2 ст. 13.19.2 КоАП РФ избежали управляющие организации, выступавшие стороной в делах № 12-97/2019 и № 4А-237/2019.

к содержанию ↑

Докажите в суде нарушения в процедуре составления документов и рассмотрения административного дела

Оспорить в суде штрафы за неразмещение сведений в ГИС ЖКХ можно, указав суду на нарушения в процедуре составления протокола надзорным ведомством и подготовки/проведения судебного заседания по привлечению УО/ТСЖ к ответственности.

Апеллируйте при защите в суде к малозначительности нарушения и смягчающим вину обстоятельствам

  • наличия смягчающих вину обстоятельств,
  • малозначительности нарушения.

Смягчающее вину УО обстоятельство нашёл судья в деле № 12-94/2019: нарушение при размещении информации в системе было совершено впервые. Руководитель УО также вместо штрафа получил предупреждение.

Докажите, что при заполнении ГИС ЖКХ предприняли все меры по выполнению требований законодательства

В судебной практике по привлечению к административной ответственности за неразмещение сведений в ГИС ЖКХ есть, конечно, и отрицательные для УО, ТСЖ и кооперативов решения: когда поставщики информации вообще не были зарегистрированы в системе и управляли домами, когда в деле не было никаких смягчающих обстоятельств и нарушений со стороны надзорных органов и судебных инстанций.

В такой ситуации УО пытаются доказать, что неразмещение информации в системе произошло не по их вине: например, что это была ошибка или обновление самой ГИС ЖКХ, отсутствовала возможность внести данные. Как правило, суды в такой ситуации не принимают сторону поставщика сведений и утверждают наказание в виде штрафа.

Также не удаётся управляющим организациям и ТСЖ доказать, что они предприняли все возможные действия для выполнения требований законодательства по ГИС ЖКХ.

В деле № 12-44/2019 управляющая организация приложила к доказательствам по делу всю свою переписку с технической поддержкой системы, настаивая на том, что сделала всё, чтобы необходимая информация была внесена в ГИС ЖКХ. Но суд, внимательно прочитав письма, отметил, что УО виновата в нарушении, поскольку техподдержка для решения проблемы просила компанию прислать им пакет документов, а та не выполнила этого в срок.

Следовательно, УО не сделала всё от неё зависящее, чтобы исправить ситуацию.

к содержанию ↑

Соблюдайте сроки внесения информации в ГИС ЖКХ

Верховный суд РФ в постановлении от 02.07.2019 по делу № 16-АД19-4 подтвердил правоту предыдущих инстанций, которые утвердили вину руководителя управляющей организации в совершении административного правонарушения по ч. 2 ст.

13.19.2 КоАП РФ. УО не разместила договор управления многоквартирным домом в системе в течение пяти рабочих дней со дня его заключения, за что и был наказан её директор.

Автор статьи
Новиков Станислав Михайлович
Юрист-практик с 7-летним стажем. Специализация — гражданское право. Член ассоциации юристов.
Следующая
ДругоеСроки хранения товарно транспортных накладных

Добавить комментарий

Adblock
detector