Что делать если пассажир получил груз с нарушением в упаковке на водном транспорте

Перевозки пассажиров водным транспортом регулируются Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации, Общими правилами морских перевозок грузов, пассажиров и багажа, Правилами перевозки пассажиров и багажа речным транспортом. В выше изложенных документах даны определения основным понятиям, используемым в документах (водный транспорт, судоходство, судно, перевозчик, пассажир, речной порт и др.); определены области государственного регулирования водного транспорта; установлены требования, предъявляемые к членам экипажа судна, а также права и обязанности капитана судна; рассмотрены правила аренды судов, права и обязанности перевозчиков и пассажиров; приведена классификация маршрутов водных перевозок.

Маршруты перевозок пассажиров в зависимости от условий перевозок, их продолжительности и протяженности, качества предоставляемых услуг подразделяются на транспортные, туристские и экскурсионно-прогулочные.

В зависимости от вида маршрута устанавливаются правила перевозок пассажиров и порядок их обслуживания. Однако в любом случае между перевозчиком и пассажиром заключается договор перевозки.

В подтверждение заключения договора пассажиру выдается билет на право проезда и багажная квитанция в случае провоза багажа. В соответствии с указанным документом перевозчик обязан предоставить пассажиру указанное в билете или путевке место на судне.

При этом, если билет или путевка выданы на имя определенного лица, они не могут быть переданы другому лицу. В местах обслуживания пассажиров, в том числе в местах продажи билетов, должна быть представлена в наглядной и доступной форме своевременная и достоверная информация об организации перевозок пассажиров в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей и правилами оказания услуг.

Пассажирам должны быть представлены условия перевозок, установленные государственными стандартами и другими нормативами, которые определяют комфортабельность судна. Пассажирские суда должны быть оборудованы устройствами отопления, вентиляции, освещения, санитарными узлами и снабжены необходимым инвентарем.

Пассажир имеет право приобрести билет на пассажирское место любой категории для проезда до любого порта, указанного в расписании движения судов или объявленного по маршруту следования судна; провозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте не старше 5 лет, если он не занимает отдельное пассажирское место, а также детей в возрасте не старше 10 лет с оплатой в соответствии с льготным тарифом; провозить с собой бесплатно ручную кладь, общая масса которой составляет не более 36 кг на водоизмещающих судах и не более 20 кг на скоростных судах (скорость движения которых составляет не менее 30 км/ч). При этом под ручной кладью понимаются легко переносимые, не стесняющие других пассажиров вещи длиной не более 1,8 м или суммарной длиной по периметру не более 2,6 м.

Забота о сохранности ручной клади лежит на пассажире. При осуществлении транспортных перевозок пассажир имеет право заключить договор на перевозку багажа.

(Как правило, на пригородных, внутригородских, туристских и экскурсионно-прогулочных маршрутах перевозка багажа не производится.) Багаж к перевозке принимается без ограничения его количества. Пассажир имеет право объявить ценность багажа, не превышая его действительной стоимости.

За декларирование ценности багажа взимается денежный сбор. Багаж принимается к перевозке в начальном пункте маршрута не позднее чем за 1 ч, а в промежуточном пункте не позднее чем за 30 мин до отхода судна.

В пункте назначения багаж хранится бесплатно в течение 24 ч с начала календарных суток, следующих за днем его прибытия, после чего начисляется плата за его хранение. Багаж, не востребованный в течение 3 мес.

Мнение эксперта
Кузьмин Сергей Станиславович
Юрист-консульт с 6-летним опытом. Специализация — семейное право. Опыт более 3 лет в разработке юридической документации.

со дня прихода судна в порт, может быть реализован перевозчиком в установленном порядке. Предъявитель багажной квитанции имеет право в течение б мес.

получить сумму, вырученную от продажи багажа (за вычетом сумм, причитающихся пункту назначения за хранение).

Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза или багажа с момента их приема до момента выдачи получателю, если не докажет, что их утрата, недостача или повреждение произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. При этом груз или багаж считается утраченным, если он не прибудет в порт назначения по истечении 30 суток после окончания срока доставки, и стоимость такого груза или багажа подлежит возмещению.

Наряду с возмещением ущерба, вызванного утратой, недостачей, повреждением (порчей) груза или багажа, перевозчик должен вернуть взысканную за их перевозку провозную плату

к содержанию ↑

Верховный Суд – о правах пассажиров

В июне Пленум Верховного Суда РФ принял Постановление «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции». Постановление адресовано в первую очередь перевозчикам, однако при этом затрагивает значительно более широкий круг лиц, поскольку усиливает защиту прав граждан.

к содержанию ↑

Что такое договор перевозки пассажира и багажа и зачем он нужен?

Договор перевозки – это договор, по которому перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а также доставить багаж и выдать его управомоченному лицу; пассажир обязуется уплатить за проезд, а при сдаче багажа – за его провоз 1 .

Договор перевозки пассажира и багажа нужен, чтобы закрепить условия сотрудничества между заказчиком и транспортной компанией. В договоре прописываются возможные спорные ситуации и пути их решения.

1 Пункт 1 ст. 786 ГК РФ.

к содержанию ↑

Может ли перевозчик требовать вознаграждение за оформление проездного билета?

Ряд транспортных предприятий при оформлении проездного билета, кроме стоимости перевозки, включают в тариф вознаграждение за оформление проездного документа.

Поскольку по договору перевозки физическое лицо оплачивает доставку пассажира и багажа в пункт назначения, а не проездной билет и багажную квитанцию, требования перевозчика о взимании дополнительной платы, например вознаграждения за оформление проездного документа, являются неправомерными 1 .

Вместе с тем при заключении договора перевозки пассажира и багажа через агента последний вправе взимать плату за свои услуги 2 .

1 Статья 786 ГК РФ, ст. 20 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (далее – Устав), п. 42, 49 и 50 Правил перевозок пассажиров.

2 Статья 1005 ГК РФ.

к содержанию ↑

Что, если проездной билет или багажная квитанция потеряны либо являются неправильными?

В процессе перевозки пассажиров и грузов возникают вопросы ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам, порчу или утрату багажа. Факт заключения договора перевозки пассажира и багажа подтверждается выдачей пассажиру проездного билета и багажной квитанции 1 .

Когда встает вопрос о возмещении пассажирам вреда, перевозчик может попытаться минимизировать расходы, ссылаясь в том числе на отсутствие либо неправильное оформление билетов или багажных квитанций.

Однако отсутствие или неправильность билета либо квитанции сами по себе не являются основанием для признания договора перевозки пассажира и багажа незаключенным или недействительным. Неправильное оформление или утрата билета не является поводом для отказа в возмещении вреда.

В этом случае наличие между сторонами договорных отношений может подтверждаться иными доказательствами. Например, факт проезда часто зафиксирован и другими способами: показания других пассажиров, записи медработников, оказывающих медицинскую помощь пострадавшим, и прочее 2 .

1 Пункт 2 ст. 786 ГК РФ.

к содержанию ↑

На что вправе рассчитывать пассажир, если он не может продолжить поездку в предоставленном транспортном средстве?

В случае прекращения поездки из-за неисправности транспортного средства, аварии или по другим причинам пассажиры вправе воспользоваться приобретенным билетом для проезда в другом транспортном средстве, соответствующем условиям договора перевозки и предоставленном перевозчиком 1 . Если транспортное средство не предоставлено в срок, пассажир вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возврата стоимости проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади в полном объеме, а также возмещения иных убытков 2 .

При невозможности продолжения перевозки пассажира по не зависящим от перевозчика причинам пассажир вправе получить обратно стоимость проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади пропорционально непроследованному расстоянию 3 .

1 Пункт 53 Правил перевозок пассажиров.

2 Статьи 328, 393 и 405 ГК РФ.

3 Пункт 3 ч. 1 ст. 23 Устава.

к содержанию ↑

Несет ли ответственность перевозчик за неисполнение обязательств?

Если перевозчик не исполнил свои обязательства, он несет ответственность, которая установлена Гражданским кодексом, Уставом и соглашением сторон 1 . При этом условия договора перевозки об ограничении или устранении ответственности перевозчика являются ничтожными, если иное не следует из положений Устава 2 .

1 Пункт 1 ст. 793 ГК РФ.

2 Пункт 2 ст. 168 ГК РФ.

к содержанию ↑

Отвечает ли перевозчик за действия лиц, к услугам которых прибегает для осуществления перевозки?

Перевозчик отвечает за действия других лиц, к услугам которых он прибегает для осуществления перевозки, как за свои собственные 1 . Например, перевозчик отвечает за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу пассажира, независимо от того, осуществлялась ли перевозка с использованием принадлежащего ему транспортного средства или находящегося в его владении по договору аренды.

к содержанию ↑

На что может рассчитывать пассажир, если перевозчик задержал доставку багажа?

В этом случае перевозчик уплачивает получателю багажа неустойку в виде штрафа в размере 3% от провозной платы за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере провозной платы 1 . При этом уплата штрафа 2 не освобождает перевозчика от возмещения убытков, причиненных пассажиру, в полном объеме сверх суммы такой неустойки.

1 Часть 12 ст. 34 Устава.

2 Часть 12 ст. 34 Устава.

к содержанию ↑

Перевозчик несет ответственность за утрату или повреждение багажа?

Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа независимо от наличия вины, в том числе за случайное причинение вреда (например, в случае дорожно-транспортного происшествия по вине третьих лиц, хищения и т.п.) 1 . Перевозчик может быть освобожден от обязанности по возмещению ущерба в таких случаях только при наличии обстоятельств непреодолимой силы и иных предусмотренных законом обстоятельств.

1 Пункт 1 ст. 796, п. 3 ст. 401 ГК РФ.

к содержанию ↑

Что делать, если багаж был утрачен или поврежден?

В таком случае необходимо составить коммерческий акт. Это делает перевозчик по требованию лица, предъявившего багажную квитанцию и багажную бирку 1 .

1 Пункты 77, 130–135 Правил перевозок пассажиров.

Как будет возмещаться ущерб?

При утрате или недостаче багажа ущерб возмещается перевозчиком в размере его стоимости; в случае повреждения (порчи) багажа – в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а если восстановить его невозможно – в размере его стоимости; при утрате багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, – в размере объявленной стоимости 1 .

Под действительной (документальной) стоимостью понимается цена товара, указанная в договоре или счете продавца товара, а при ее отсутствии – средняя рыночная цена в том месте, где багаж должен был быть выдан, на день добровольного удовлетворения требования или на день принятия судебного решения.

Если пассажир не объявил ценность багажа при передаче перевозчику и отсутствует возможность точно доказать его стоимость, суд не вправе отказать в удовлетворении требования пассажира о возмещении убытков, причиненных утратой или недостачей багажа, только на том основании, что достоверный размер убытков не может быть 2 . В этом случае размер убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела.

1 Пункт 2 ст. 796 ГК РФ.

2 Пункт 5 ст. 393ГК РФ.

к содержанию ↑

Кто будет нести ответственность за повреждение багажа, если он был плохо упакован?

Мнение эксперта
Кузьмин Сергей Станиславович
Юрист-консульт с 6-летним опытом. Специализация — семейное право. Опыт более 3 лет в разработке юридической документации.

Пассажир обязан подготовить багаж таким образом, чтобы обеспечить его сохранность. Перевозчик не несет ответственности за утрату, недостачу или повреждение багажа, произошедшие ввиду его ненадлежащей упаковки пассажиром 1 .

Перевозчик несет ответственность, если принял на себя обязанность упаковать багаж либо недостатки упаковки были явными или известны ему исходя из информации, предоставленной пассажиром, но перевозчик не сделал соответствующих оговорок в провозных документах 2 .

1 Пункты 63 и 74 Правил перевозок пассажиров, п. 2 ч. 2 ст. 22 Устава.

2 Пункт 3 ст. 307 ГК РФ.

к содержанию ↑

Кто несет ответственность за утрату или повреждение ручной клади?

Риск утраты, недостачи или повреждения ручной клади лежит на пассажире 1 . Ответственность может быть возложена на перевозчика в случае, если ущерб возник по его вине.

1 Часть 10 ст. 34 Устава.

Обязан ли гражданин до обращения в суд предъявить претензии перевозчику?

Гражданин предъявлять претензию не обязан, но может это сделать. Закон обязывает перевозчика такую претензию принять, рассмотреть и уведомить заявителя о результатах рассмотрения в письменном виде в течение 30 дней 1 .

1 Часть 1 ст. 40 Устава.

Есть ли временные ограничения для обращения в суд с требованиями о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью пассажира?

Таких ограничений нет. Однако если с момента возникновения права на возмещение вреда прошло три года, требования удовлетворяются не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска 1 .

Если суд признал нарушение прав пассажира, будет ли взыскан штраф с перевозчика?

При удовлетворении судом требований пассажира в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке перевозчиком, суд должен рассмотреть вопрос о взыскании с перевозчика в пользу пассажира штрафа независимо от того, заявлялось ли такое требование 1 .

Размер штрафа, предусмотренного п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей, составляет 50% от суммы возмещения убытков, суммы штрафа за просрочку доставки багажа и денежной компенсации морального вреда и не носит зачетного характера по отношению к этим суммам.

1 Пункт 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей, ч. 2 ст. 56 ГПК РФ.

к содержанию ↑

В течение какого времени перевозчик может обратиться к пассажиру с иском о возмещении ущерба?

Срок, в течение которого перевозчик вправе обратиться к пассажиру с иском о возмещении ущерба, составляет один год 1 . В случае если истец пропустил этот срок без уважительных причин, но все же обратился в суд, может быть подано ходатайство о пропуске срока исковой давности. В этом случае суд вправе отказать в удовлетворении исковых требований.

к содержанию ↑

ВС РФ разъяснит, какие нормы применяются к возникающим на основании договоров перевозки и транспортной экспедиции отношениям

Обобщение судебной практики по спорам, вытекающим из договоров перевозки грузов и транспортной экспедиции, позволило Верховному Суду Российской Федерации сформировать ряд правовых позиций, касающихся, в частности, ответственности сторон: перевозчиков – за утрату, недостачу или повреждение порчу груза, грузоотправителей – за искажение сведений о грузе, экспедитора – за неисполнение договора и др. (обзор судебной практики, утвержденный Президиумом ВС РФ 20 декабря 2017 г.).

Расширить эти позиции и в принципе разъяснить особенности регулирования соответствующих отношений призван рассмотренный на вчерашнем заседании Пленума ВС РФ проект Постановления «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции» (далее – Проект; текст документа имеется в распоряжении портала ГАРАНТ.РУ).

ВС РФ обращает внимание на то, что, помимо норм Гражданского кодекса, Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (далее – Устав) и Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее – Правила перевозок), на отношения, которые возникают из договоров перевозки и транспортной экспедиции, заключенных для не связанных с предпринимательской деятельностью целей, распространяются положения Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» (далее – закон о защите прав потребителей).

Кроме того, перевозчики – организации и ИП, которые осуществляют как коммерческие перевозки, так и транспортировку людей и материальных объектов для собственных нужд без заключения договоров перевозки, должны выполнять обязанности, установленные для эксплуатирующих транспортные средства лиц (в частности – ст. 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г.

№ 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Также в Проекте отмечается, что если транспортировка пассажира и его багажа выполняется лицом, для которого перевозка является основным видом деятельности, к соответствующему договору применяются положения о публичном договоре и договоре присоединения (ст. 426 и ст. 428 ГК РФ).

Важное разъяснение касается порядка подтверждения факта заключения договора перевозки пассажира и багажа – прямо указано, что в случае отсутствия, в том числе в связи с потерей, или неправильного оформления билета или багажной квитанции наличие договорных отношений между сторонами можно подтвердить другими доказательствами, предусмотренными ст. 55 Гражданского процессуального кодекса.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке влечет наложение на перевозчика предусмотренной законодательством ответственности (п. 1 ст.

793 ГК РФ). Причем отвечает перевозчик не только за себя, но и за действия иных лиц, услугами которых он пользуется при перевозке, подчеркивает ВС РФ.

Так, например, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу пассажира во время перевозки с использованием арендованного транспортного средства ответственность должен нести именно перевозчик, а не владелец ТС, поясняет суд.

Особое внимание предлагается обратить на тот факт, что перевозчик отвечает за утрату, недостачу или повреждение багажа вне зависимости от наличия его вины в этом. Таким образом, по мнению Суда, причиненный действиями третьих лиц вред (в ДТП по их вине или при хищении багажа) возмещается перевозчиком.

От обязанности по возмещению ущерба он освобождается только когда повреждение или утрата багажа произошли в связи с обстоятельствами непреодолимой силы (п. 1 ст.

796 ГК РФ).

Поскольку возмещение ущерба при недостаче или утрате багажа невозможно без определения его стоимости, ВС РФ счел нужным уточнить, что при отсутствии сведений о документальной стоимости багажа – указанной в договоре или счете продавца товара – следует использовать среднюю рыночную цену соответствующих товаров в месте, где багаж должен был быть выдан на день добровольного удовлетворения требования или день принятия судебного решения. Причем даже если невозможно доказать действительную стоимость багажа, суд не вправе отказывать в удовлетворении требования пассажира о возмещении убытков только на том основании, что их размер не может быть установлен с разумной степенью достоверности, подчеркивается в Проекте.

В этом случае суд определяет сумму возмещения исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению обязательства (п. 5 ст.

393 ГК РФ).

При этом важно помнить, что перевозчик не несет ответственности за утрату, недостачу или повреждение багажа по причине ненадлежащей его упаковки – за исключением случаев, когда обязался самостоятельно упаковать багаж или знал о недостатках упаковки в момент принятия товара, но не указал это в провозных документах, – так как обязанность по надлежащей подготовке багажа к перевозке с целью обеспечить его сохранность лежит на пассажире (п. 2 ч.

2 ст. 22 Устава, п.

63 и п. 74 Правил перевозок).

Тем не менее перевозчик должен доказать, что багаж был утрачен или поврежден именно вследствие ненадлежащей упаковки, отмечает ВС РФ.

Также предполагается указать судам, что при удовлетворения требований пассажира, основанных на законодательстве о защите прав потребителей, они обязаны поставить вопрос о взыскании с перевозчика штрафа, предусмотренного за неисполнение требований потребителя в добровольном порядке (п. 6 ст.

13 закона о защите прав потребителей), вне зависимости от того, ходатайствовал об этом сам пассажир или нет.

Крайне важным является разъяснение о возможности привлечения к ответственности за вред, причиненный в процессе перевозки, агрегаторов такси и иных лиц, осуществляющих поиск клиентов для заключения договоров перевозки пассажиров и багажа. Агрегатор, по мнению Суда, должен отвечать перед пассажиром в случае, когда заключил договор от своего имени, а также если у пассажира на основании содержания рекламы, информации на сайте агрегатора или переписки с ним сложилось мнение, что он заключает договор именно с этим лицом, а фактический перевозчик является его работником или привлеченным для исполнения обязательств по перевозке третьим лицом.

Отдельный раздел Проекта посвящен пояснениям ВС РФ о надлежащем применении норм, регулирующих перевозку грузов. Определено, в частности, как разграничить договор перевозки груза и иные договоры, предполагающие транспортировку каких-либо материальных объектов.

Если основная обязанность одной из сторон договора заключается не в сохранной транспортировке груза, к данному договору не могут применяться положения ГК РФ и Устава о перевозке груза, в частности – о сокращенном (годичном) сроке исковой давности по требованию к перевозчику, считает Суд. В качестве примера приведен договор об утилизации твердых бытовых отходов, предполагающих их вывоз с использованием транспортного средства.

ВС РФ напоминает, что за повреждение или утрату груза в связи с ненадлежащей упаковкой может отвечать как грузоотправитель, так и перевозчик – если обязался сам упаковать груз или не указал в транспортной накладной известные ему сведения о недостатках упаковки. При этом бремя доказывания того факта, что груз поврежден или утрачен именно вследствие ненадлежащей упаковки лежит на перевозчике.

В остальных случаях за сохранность груза с момента его принятия для перевозки до момента выдачи грузополучателю отвечает перевозчик, даже если утрата или повреждения груза произошли вследствие, например, случайного возгорания транспортного средства, аварии не по вине перевозчика или противоправных действий третьих лиц, в частности кражи груза, отмечает ВС РФ. Однако не стоит забывать о законодательно установленных основаниях для освобождения перевозчика от ответственности (ст.

36 Устава).

Особым образом оговаривается в Проекте право грузоотправителя, являющегося продавцом товара, требовать от перевозчика возмещения убытков за просрочку доставки груза, в размер которых может быть включена сумма договорной неустойки за просрочку, выплаченная грузоотправителем покупателю товара.

Когда перевозка груза осуществляется на основании договора транспортной экспедиции, за его утрату, недостачу или повреждение по причине ненадлежащей упаковки отвечает экспедитор, поскольку на нем лежит обязанность проверять представленную клиентом информацию о свойствах груза и условиях его перевозки (п. 4 ст.

4 Федерального закона от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»; далее – закон о транспортно-экспедиционной деятельности), подчеркивается в Проекте.

А при распределении между экспедитором и перевозчиком ответственности за утрату или повреждение груза вследствие иных причин определяющее значение имеет содержание обязательств экспедитора. Если в соответствии с договором он обязан лишь выполнять определенные функции грузоотправителя, например подготавливать необходимые для перевозки документы или осуществлять расчеты с перевозчиком, такая ответственность на него не может быть возложена, отмечает Суд.

Если же экспедитор обязуется фактически осуществить перевозку или гарантировать сохранную доставку груза, он отвечает за утрату или повреждение груза (ст. 7 закона о транспортно-экспедиционной деятельности).

Предъявление грузоотправителем иска о возмещении реального ущерба к перевозчику не исключает возможности заявления аналогичных требований к экспедитору, если в соответствии с договором он также должен был обеспечить сохранность груза, считает ВС РФ. В этом случае должны применяться нормы о солидарных обязательствах (ст.

323 ГК РФ), что исключит возможность неосновательного обогащения грузоотправителя.

Если экспедитор заключает договор от своего имени, именно он вправе предъявлять перевозчику требования о возмещении причиненного частичной или полной утратой либо порчей груза ущерба. Причем не имеет значения, кто является собственником груза и возместил ли экспедитор клиенту соответствующий ущерб, – перевозчик обязан исполнить его требования, указано в Проекте.

При этом оговаривается обязанность экспедитора уступить клиенту по его требованию права по договору перевозки с целью возмещения убытков перевозчиком, а также переход к клиенту прав и обязанностей экспедитора в случае его банкротства – по аналогии с уступкой требования и переходом прав по договору комиссии (п. 2 ст.

993, абз. 6 ст.

1002 ГК РФ).

Оплачивается перевозка заключившим договор лицом, поэтому в случае его заключения экспедитором фактический перевозчик не вправе требовать оплаты от грузоотправителя, даже того, который по указанию экспедитора подписал транспортную накладную, подчеркивает Суд.

В заключительном блоке разъяснений рассматриваются вопросы о применении к спорам, связанным с перевозкой и транспортно-экспедиционным обслуживанием, сроков исковой давности и порядке рассмотрения претензий. В частности, поясняется, что срок исковой давности по иску экспедитора к фактическому перевозчику не зависит от момента возмещения убытков клиенту и начинает течь со дня выдачи груза (в случае его недостачи или повреждения) либо со дня признания груза утраченным.

Также отмечается, что перевозчик, не ответивший на предъявленную претензию в течение 30 дней с момента ее получения (ч. 1 ст. 40 Устава), не сможет ссылаться на несоблюдение обязательного претензионного порядка истцом в связи с ненадлежащим оформлением претензии.

Мнение эксперта
Кузьмин Сергей Станиславович
Юрист-консульт с 6-летним опытом. Специализация — семейное право. Опыт более 3 лет в разработке юридической документации.

Кроме того, Суд напоминает, что на период соблюдения претензионного порядка исковая давность по соответствующему требованию приостанавливается.

Стоит отметить, что и судейское, и научное сообщество в целом поддержали Проект, предложив внести в него ряд поправок. Так, например, включение в один пункт разъяснений о недопустимости взимания платы за оформление билетов и праве агента получать вознаграждение за свои услуги, если договор перевозки пассажира и багажа заключается через него, может быть истолковано как возможность включения в это вознаграждение платы за оформление билетов, полагает заместитель Министра юстиции РФ Юрий Любимов.

Кроме того, Минюст России предлагает скорректировать по существу положения проекта об ответственности перевозчика за утрату багажа – ограничив ее только случаями причинения вреда вследствие грубой неосторожности (например, когда водитель не закрыл багажное отделение, в том числе во время остановки в пути, что привело к хищению багажа).

Таким образом, не исключается внесение в Проект точечных правок в ходе его доработки редакционной комиссией.

к содержанию ↑

Услуги по перевозке пассажиров внутренним водным транспортом

Ст.784 ГК РФ устанавливает, что условия перевозки конкретными видами транспорта определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Перевозка пассажира включает в себя период, в течение которого пассажир находится на борту судна, периоды посадки и высадки пассажира, а также период, в течение которого пассажир доставляется водным путем с берега на судно или наоборот, если стоимость такой перевозки включена в стоимость билета или используемое для такой вспомогательной перевозки судно предоставлено перевозчиком в распоряжение пассажира.

Установлены следующие виды маршрутов перевозок:

транспортные — транзитные, местные, пригородные, внутригородские маршруты перевозок пассажиров и переправы;

туристские — маршруты перевозок пассажиров продолжительностью более чем 24 часа;

экскурсионно-прогулочные — маршруты перевозок пассажиров продолжительностью не более чем 24 часа.

По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в порт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в порт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд и при сдаче пассажиром багажа плату за его провоз. Также перевозка может осуществляться по договору фрахтования судна, в соответствии с которым одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за обусловленную плату для выполнения одного или нескольких рейсов определенные помещения судна.

Пассажир имеет право на предоставление в наглядной и доступной форме своевременной и достоверной информации об организации перевозок, а также об услугах и льготах, и порядке их предоставления.

Условия перевозок по транспортным маршрутам перевозок пассажиров, формы билетов и багажных квитанций

устанавливаются Правилами перевозок пассажиров и их багажа на внутреннем водном транспорте, утв. Приказом Минтранса России от 05.05.2012 N 140 (Зарегистрировано в Минюсте России 27.09.2012 N 25557), а также Правилами оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте, утв.

Постановлением Правительства РФ от 06.02.2003 N 72.

При осуществлении перевозки пассажиров пассажиру в подтверждение заключения договора перевозки выдаются билет на право проезда в соответствии с установленным видом маршрута и багажная квитанция в случае провоза багажа. При перевозке по экскурсионно-прогулочным и туристским маршрутам перевозок вместо билета может выдаваться путевка или билет на перевозку группы пассажиров.

У перевозчика существует обязанность предоставить пассажиру указанное в билете или путевке место на судне. В случае, если билет или путевка выданы на имя определенного лица, они не могут быть переданы другому лицу.

Пассажир имеет право:

приобрести билет на пассажирское место любой категории для проезда до любого порта, указанного в расписании движения судов или объявленного по маршруту следования судна;

провозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте не старше 5 лет, если он не занимает отдельное пассажирское место, а также детей в возрасте не старше 10 лет с оплатой в соответствии с льготным тарифом;

провозить с собой бесплатно ручную кладь (легко переносимые, не стесняющие других пассажиров вещи длиной не более чем 1,8 метра или суммарной длиной по периметру не более чем 2,6 метра), общий вес которой составляет не более чем 36 килограммов и на скоростных судах не более чем 20 килограммов. Пассажир обязан самостоятельно заботиться о сохранности ручной клади;

сдавать багаж для перевозки за плату в соответствии с тарифом на перевозки багажа;

делать остановку в пути следования не более чем на 10 суток с соответствующим оформлением такой остановки при проезде на судах на расстояние 500 километров и более;

продлевать срок действия билета в случае болезни, подтвержденной документом лечебного учреждения, на время болезни или сдать билет и получить провозную плату;

до отхода судна в любое время, а после начала рейса в любом порту остановки судна отказаться от договора перевозки, сдать билет в порядке, установленном правилами перевозок пассажиров, и получить провозную плату за не пройденную судном часть пути;

отказаться от договора перевозки в случае задержки отхода судна и получить провозную плату.

У пассажиров есть обязанность соблюдать утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области

транспорта правила пользования судами и расположенными на берегу специальными объектами.

Перевозчик может задержать отход судна, изменить маршрут перевозки или место высадки пассажира, в одностороннем порядке расторгнуть договор перевозки пассажира в случае возникновения обстоятельств, не зависящих от воли перевозчика и препятствующих исполнению обязательств по перевозке (например, авария судна, недостаточный для судоходства уровень воды, военные действия, привлечение судна для государственных нужд), а также при несоблюдении пассажиром установленных правил.

При прекращении по указанным причинам договора перевозки пассажиру возвращается плата за проезд и за провоз его багажа (за не пройденное судном расстояние). В случае, если пассажир нарушил правила оказания услуг и правила перевозок пассажиров или его действиями, создают угрозу безопасности судоходства, жизни и здоровью других пассажиров, плата за проезд и за провоз багажа пассажиру не возвращается.

Мнение эксперта
Кузьмин Сергей Станиславович
Юрист-консульт с 6-летним опытом. Специализация — семейное право. Опыт более 3 лет в разработке юридической документации.

Перевозчик несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью пассажира в соответствии с нормами главы 59 ГК РФ. Договор перевозки может предусматривать повышенный размер компенсации.

Перевозчик несет ответственность за причинение вреда имуществу пассажира в соответствии со ст. 14 Закона о защите прав потребителей.

Также исполнитель, не предоставивший потребителю полной и достоверной информации об услуге, несет ответственность согласно Закону о защите прав потребителей в виде возмещения убытков.

Обстоятельства, являющиеся основанием для имущественной ответственности перевозчиков и пассажиров при осуществлении соответствующих перевозок, удостоверяются коммерческими актами или актами общей формы. До предъявления иска к перевозчику обязательным является предъявление претензии к перевозчику.

Претензии должны быть рассмотрены перевозчиками в течение 30 дней. Течение срока исковой давности начинается со дня наступления события, послужившего основанием предъявления претензии.

Срок исковой давности по требованиям к перевозчику, возникающим в связи с осуществлением перевозок пассажиров и их багажа, составляет три года.

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике – Чувашии» предлагает Вам следующие виды услуг:

Пищевых продуктов, в т.ч. определение генетически модифицированных объектов (ГМО);

Воды питьевой (водопроводной, колодезной, воды, воды, расфасованной в ёмкости, воды минеральной, родниковой),воды плавательных бассейнов и открытых водоёмов;

Воздуха и почвы;

Парфюмерно-косметических средств;

Клещей, снятых с людей для определения вируса, возбудителя вирусного клещевого энцефалита; Диагностические исследования биологического материала:для определения вируса гепатита А,В,С,Д,Е,G; маркеров вирусного гепатита В (ВГВ);

для определения вирусов, вызывающих заболевания: лихорадкой Западного Нила; Крымской геморрагической лихорадкой; гриппом А (Н1, Н3, Н5); для определения энтеровирусов, короновирусов, астро и норовирусов, ротавирусов;

для определения кишечных инфекций, менингококковой инфекции, возбудителей дифтерии; исследование клинического материала на микрофлору и определение чувствительности микроорганизмов к антибиотикам методом бумажных дисков; исследования на дисбактериоз; Серологические исследования;

Санитарно-бактериологические исследования материала на стерильность, микробиологический контроль стерилизаторов, дезкамер, исследования смывов, исследования на бактерицидную эффективность; Исследования аптечных и лекарственных форм; и др. Паразитологические исследования для определения возбудителей гельминтозов; лямблиозов и т.п.

Санитарно-химические исследования: Пищевых продуктов, в том числе на соответствие требованиям технических регламентов Таможенного союза: «О безопасности пищевых продуктов», «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей», «Технический регламент на масложировую продукцию», «О безопасности зерна», «О безопасности молока и молочных продукции», О безопасности мяса и мясной продукции», О безопасности отдельных видов специализированной

к содержанию ↑

Отправитель vs перевозчик: кто ответит за порчу груза

Перевозчик из Ульяновска вёз груз заказчика. В пункте назначения выяснилось, что груз по дороге повредился. Завязался спор, кто платит за повреждение: перевозчик, который небрежно ехал, или отправитель, который плохо упаковал товар. Ответы нашлись в законе о грузоперевозках.

  • Автор: Елена Мехоношина
  • Редактор: Ирина Ситникова

Поехали и приехали

Транспортная компания «Логистика» нанимает перевозчика Краснова для доставки груза своего клиента. Ему нужно доставить партию автомобильных крыш из Московской области на склад в Ульяновске.

В назначенное время Краснов подгоняет машину к клиенту «Логистики» на погрузку. Отправитель упаковывает крыши в полиэтилен и грузит в машину, Краснов пломбирует кузов и благополучно доставляет груз в пункт назначения.

Транспортные компании берут заказы на организацию перевозок. Иногда доставляют грузы своим транспортом, а иногда нанимают стороннего перевозчика на конкретный маршрут. Во втором случае перевозчик отвечает перед транспортной компаний, а транспортная компания отвечает перед клиентом.

к содержанию ↑

С заботой о грузе

Представитель «Логистики» показывает в суде договор с Красновым на перевозку. Там чёрным по белому написано, что перевозчик несёт полную материальную ответственность за потерю, кражу и повреждение груза в пути. А ещё он обязан проверить упаковку и закрепить груз в машине.

Краснов в суд не приходит, но в письменном отзыве настаивает, что это отправитель плохо упаковал крыши, поэтому они и помялись.

Суд разруливает так. Перевозчик — профессионал в своём деле.

Его задача — довести груз целым. Для этого он должен сделать всё от него зависящее.

Ясно, что груз может повредиться от тряски в транспорте. Защитить его от тряски должен перевозчик.

Краснов с этим справился плохо. Перевозчик не несёт ответственности, только если спасти груз было не в его власти.

Но это не случай Краснова.

Перевозчик несёт ответственность за сохранность груза с момента погрузки до момента выдачи получателю. Но есть исключение: перевозчик не отвечает за потерю, кражу и поломки, если докажет, что никак не мог это предотвратить ( ч. 1 ст. 796 ГК РФ и ч. 5 ст. 34 Устава автомобильного транспорта № 259-ФЗ ).

Краснова не устраивает решение, и он подаёт апелляционную жалобу.

Автор статьи
Кузьмин Сергей Станиславович
Юрист-консульт с 6-летним опытом. Специализация — семейное право. Опыт более 3 лет в разработке юридической документации.
Следующая
ДругоеСроки хранения обходных листов

Добавить комментарий

Adblock
detector