Увольнение госслужащего по инвалидности: какие выплаты

Эксперты «АГ» поддержали позицию ВС, отметив, что она соответствует складывающейся практике. Один из них заметил, что в данном деле нижестоящие суды подошли к разрешению спора слишком формально.

Другой отметил, что, поскольку на формирование фонда оплаты труда госслужащих влияют разные факторы, необходимо учитывать природу и цель соответствующих дополнительных выплат.

Верховный Суд направил на новое рассмотрение трудовой спор о выплате компенсации сокращенной сотруднице ИФНС, указав нижестоящим судам на то, что следует учитывать при определении ее размера в случае увольнения госслужащего.

Татьяна Воробьева с октября 1993 г. по апрель 2017 г. занимала различные должности государственной гражданской службы в налоговой инспекции по г. Мончегорску Мурманской области. Соответствующее подразделение было присоединено к межрайонной инспекции Мурманской области, поэтому сотрудница была уволена в связи с сокращением.

При увольнении Татьяна Воробьева получила компенсацию в размере своего шестимесячного денежного содержания. При расчете инспекция руководствовалась Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства от 6 сентября 2007 г.

№ 562. В соответствии с этим актом были учтены ее оклад, дополнительные выплаты, материальная помощь и единовременная выплата к отпуску, а также премии.

Она обратилась к работодателю с просьбой пересчитать компенсацию. В своем заявлении она указала, что инспекция не учла выплаченные Воробьевой средства материального стимулирования и полученные перед увольнением премии.

По мнению работника, это привело к занижению размера ее месячного содержания и, как следствие, к неверному определению суммы компенсации.

Межрайонная ИФНС пояснила, что в данном случае действительно не были учтены материальное стимулирование и единовременное поощрение, выплаченные за счет дополнительных лимитов бюджетных обязательств на материальное стимулирование госслужащих сверх установленного фонда оплаты труда. Данные выплаты, по мнению работодателя, не учитываются при определении соответствующей компенсации, поскольку не включены в п.

Мнение эксперта
Новиков Станислав Михайлович
Юрист-практик с 7-летним стажем. Специализация — гражданское право. Член ассоциации юристов.

2 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих. Относительно премий инспекция указала, что они были учтены.

Полагая, что премии, начисленные ей в течение 12 месяцев перед увольнением, учтены не полностью, а также что суммы материального стимулирования тоже подлежали учету, Татьяна Воробьева обратилась в суд.

Оленегорский городской суд Мурманской области отказал работнику в удовлетворении ее исковых требований. Разрешая спор, первая инстанция исходила из того, что средства материального стимулирования государственных гражданских служащих не входят в состав их денежного содержания, не являются гарантированной выплатой обязательного характера, выплачиваются в пределах лимитов бюджета ФНС.

Суд пришел к выводу, что эти денежные средства не подлежат учету при определении денежного содержания Воробьевой для исчисления компенсаций при увольнении.

Не согласившись с решениями, Татьяна Воробьева обратилась за защитой своих прав с кассационной жалобой в Верховный Суд, который, рассмотрев дело, вынес Определение № 34-КГ19-4 от 22 июля 2019 г. ВС указал, что суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения.

Как указал Суд, фонд оплаты труда госслужащего формируется за счет средств, указанных в ч. 2 и 3 ст.

51 Закона о государственной гражданской службе, куда входят и иные выплаты, предусмотренные другими нормативными актами. Материальное стимулирование гражданских служащих, по мнению ВС, относится к указанным выплатам.

Исходя из этого, нижестоящим судам необходимо было определить правовую природу произведенных работнику в течение 12 месяцев перед увольнением выплат в виде материального стимулирования и единовременного поощрения.

Верховный Суд обратил внимание на тот факт, что материальное стимулирование Воробьевой было выплачено ей на основании указа Президента от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» и принятых в соответствии с ним постановлений Правительства, которыми предусматривались объемы бюджетных ассигнований сверх фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих.

ВС подчеркнул: указанные акты должны были быть изучены судами в целях определения правовой природы полученных Воробьевой выплат в виде материального стимулирования и единовременного поощрения. Первой инстанции и апелляции следовало определить, являются ли указанные выплаты теми, за счет которых формируется фонд оплаты труда гражданских служащих.

Однако суды не просили истицу предоставить акты, послужившие основанием для выделения соответствующих бюджетных ассигнований, на которые она ссылалась в обоснование своей позиции.

Нижестоящие суды исходили из того, что разъяснения, содержащиеся в письме Минфина от 15 июля 2014 г., не подлежат применению в данном деле. Однако ВС напомнил, что именно на Минфин возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности, поэтому при разрешении исковых требований Воробьевой необходимо было принять во внимание его позицию.

Также высшая инстанция опровергла довод о том, что письмо от 15 июля 2014 г. не подлежало применению, поскольку противоречило приказу Минфина № 90н.

Противоречие, по мнению первых двух инстанций, заключалось в том, что письмо указывает на необходимость учета суммы материального стимулирования за счет бюджетных ассигнований при исчислении денежного содержания гражданских служащих. Приказ же, напротив, устанавливает, что материальное стимулирование не входит в состав соответствующего денежного содержания, пояснил ВС.

Кроме того, Верховный Суд разъяснил, что приказ Минфина касается материального стимулирования, которое производилось на основании Постановления Правительства от 25 сентября 2007 г. № 611 за счет средств, направленных на обеспечение деятельности ряда госорганов в 2007–2010 гг., и не входило в состав денежного содержания гражданского служащего.

В свою очередь письмо Минфина касается дополнительного материального стимулирования гражданских служащих на основании Указа Президента от 7 мая 2012 г. № 601.

Данные средства имеют, по мнению ВС, иную правовую природу, так как соответствующие выплаты производятся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета государственным органам сверх фонда оплаты труда и выплачиваются государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности служебной деятельности. Поэтому положения Порядка осуществления материального стимулирования госслужащих ФНС в этом случае не подлежат применению.

С учетом этого ВС отменил акты нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение.

По мнению адвоката АП г. Москвы Василия Ваюкина, нижестоящие суды при разрешении спора применили буквальный подход, тогда как ВС разъяснил, что раз денежные средства выплачивались систематически и являлись вознаграждением за труд, то их следовало учесть при расчете компенсаций.

Партнер юридической компании Law&CommerceOffer Виктория Соловьёва согласилась, что позиция ВС соответствует сложившейся практике. «Верховный Суд неоднократно указывал на ошибки нижестоящих судов, которые не определяли правовую природу выплат материального стимулирования», – сообщила она, сославшись на определение от 28 августа 2017 г.

№ 2-КГ17-13).

«На формирование фонда оплаты труда государственных служащих влияют разные факторы, в том числе источник и цель финансирования. Поэтому, безусловно, должны учитываться природа и цель дополнительных выплат», – подвела итог Виктория Соловьёва.

Адвокат и партнер МКА «Яковлев и Партнеры» Вероника Сальникова в комментарии «АГ» отметила, что Верховный Суд не только указал на обстоятельства, в которых не разобрались нижестоящие суды, но и пошел еще дальше, разъяснив, как формируется фонд оплаты труда государственных служащих за счет бюджетных ассигнований, а также какими нормативными документами следовало руководствоваться судам.

к содержанию ↑

Нюансы увольнения госслужащего по собственному желанию и иным причинам. Порядок процедуры

Деятельность государственных гражданских служащих регулируется не трудовым законодательством, а Федеральным законом № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ». В законе предусмотрены основания расторжения служебных контактов, освобождения от занимаемой должности и увольнения этой категории лиц.

Мнение эксперта
Новиков Станислав Михайлович
Юрист-практик с 7-летним стажем. Специализация — гражданское право. Член ассоциации юристов.

В статье расскажем о том, каким образом служащий может расторгнуть правоотношения с нанимателем по собственному желанию, а также о полагающихся при расторжении контракта выплатах.

к содержанию ↑

Особенности процедуры

Служебные правоотношения, складывающиеся между государственным гражданским служащим и нанимателем, регулируются Федеральным законом № 79-ФЗ от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Прием, осуществление трудовой функции, а также увольнение со службы происходят в соответствии не с Трудовым кодексом РФ, а с названным законом. Общие основания увольнения государственных служащих перечислены в статье 33 Федерального закона № 79-ФЗ.

Лиц, замещающих должности на государственной гражданской службе, следует отличать от лиц, служащих в правоохранительных органах и военных и военизированных организациях. Правоотношения, возникающие при исполнении ими своих обязанностей, регламентируются специализированным законодательством и не подпадают под Закон №79-ФЗ.

к содержанию ↑

Когда можно уволить госслужащего: основания

По закону государственные гражданские служащие могут быть уволены в следующих случаях (статья 33 Федерального закона 79-ФЗ):

  • при достижении служащим и представителем нанимателя соглашения относительно расторжения служебного контракта;
  • по инициативе госслужащего;
  • по инициативе нанимателя;
  • по обстоятельствам, независящим от воли сторон служебных правоотношений;
  • в связи с несоблюдением ограничений или нарушением запретов, установленных законодательством для этой категории лиц;
  • в связи с окончанием срока действия служебного контракта;
  • в случае ликвидации государственного учреждения;
  • при сокращении численного или штата госслужащих;
  • по другим основаниям, перечисленным в Законе №79-ФЗ.
к содержанию ↑

Как правильно уволиться по собственному желанию?

Статья 36 Федерального закона №79-ФЗ позволяет государственному служащему расторгнуть контракт с нанимателем и уволиться со службы по собственному желанию. Данная статья повторяет положения статьи 80 Трудового кодекса РФ.

Имеет ли особенности процедура ухода государственного служащего по собственному желанию и в чем они заключаются, рассказано далее.

Для того, чтобы прекратить служебные правоотношения, служащему необходимо за две недели сообщить о принятом решении нанимателю, представив письменное заявление об увольнении. До истечения двухнедельного срока служащий вправе отозвать свое заявление и продолжить работать.

В двухнедельный период со дня подачи заявления о прекращении служебного контракта до даты увольнения сотруднику следует:

  1. Осуществить передачу дел.
  2. Подписать обходной лист.
  3. Получить трудовую книжку.
  4. Получить окончательный расчет.

По состоянию здоровья

Пункт 2 части 2 статьи 39 Федерального закона №79-ФЗ в качестве основания прекращения правоотношений сторон предусматривает состояние здоровья сотрудника, не позволяющее ему продолжать исполнять свои служебные обязанности. Однако государственный гражданский служащий может расторгнуть служебный контракт по собственной инициативе по причине ухудшения своего здоровья.

Разница между увольнением по статье 36 и пункту 2 части 2 статьи 39 Федерального закона № 79-ФЗ заключается в том, что во втором случае невозможность продолжения службы должна быть подтверждена соответствующими медицинскими заключениями.

В соответствии со статьей 36 Закона № 79-ФЗ служащий при наличии уважительных причин, включая состояние здоровья, вправе требовать расторжения служебного контракта до истечения установленного законом двухнедельного срока, а представитель нанимателя обязан выполнить данное условие и расторгнуть контракт в день, указанный сотрудником.

Расторжение контракта и увольнение производится на основании заявления сотрудника. Какой-либо определенной формы такого заявления не предусмотрено, однако в случае, если лицо намерено уволиться до истечения предусмотренного законом срока, данное обстоятельство необходимо обосновать в заявлении, приложив при необходимости подтверждающие документы.

Увольнение в связи с невозможностью продолжения служебной деятельности по состоянию здоровья (пункт 2 части 2 статьи 39 Закона №79-ФЗ) требует от сотрудника предоставления соответствующего медицинского заключения.

Просто по желанию

Государственный служащий имеет право расторгнуть служебные правоотношения с нанимателем по собственному желанию. При этом закон требует от него предварительного уведомления представителя нанимателя о принятом решении (статья 36 Закона №79-ФЗ).

Срок уведомления, указанный в законе, составляет две недели. Для того чтобы прекратить правоотношения, служащему необходимо представить представителю нанимателя письменное заявление о расторжении контракта по собственному желанию.

Заявление служащего должно содержать следующую информацию:

  1. шапку с указанием Ф. И. О. и наименованием должностей представителя нанимателя и самого сотрудника;
  2. название документа – заявление;
  3. основную часть, содержащую просьбу о прекращении контракта по собственному желанию;
  4. в случае, если служащему необходимо расторгнуть контракт до истечения двухнедельного срока, в заявление следует указать дату увольнения, а также обоснование такого требования;
  5. дату написания заявления;
  6. подпись лица.
  • Скачать бланк заявления на увольнение госслужащего по собственному желанию
  • Скачать образец заявления на увольнение госслужащего по собственному желанию

Заявление можно передать представителю нанимателя несколькими способами:

  1. Лично. В этом случае заявление следует написать в 2 экземплярах, на одном из которых поставить входящий номер и подпись сотрудника, его принявшего.
  2. Направить по почте. Заявление об увольнении следует направлять заказной корреспонденцией с уведомлением о получении адресатом и описью вложения.
к содержанию ↑

Нужна ли отработка?

Закон «О государственной гражданской службе РФ» в статье 39 предусматривает в качестве основания расторжения контракта желание самого госслужащего.

Фактически законодательство не содержит такого понятия, как «отработка перед увольнением». Однако условием увольнения по инициативе госслужащего является заблаговременное предупреждение им представителя нанимателя, срок предупреждения установлен в 2 недели.

В течение этого срока сотрудник имеет право передумать и отозвать поданное заявление. Кроме того, срок дается лицу на передачу дел, подписание обходного листа и т. п.

Однако, если стороны служебного контракта придут к взаимному согласию, этот срок может быть сокращен, а служащий уволен в любой день, относительно которого он договорится с представителем нанимателя. Кроме того, необходимость в соблюдении установленного законом срока отсутствует в следующих случаях:

  • госслужащий не может продолжить исполнять служебные обязанности по уважительной причине (поступление в учебное заведение, переезд в иную местность, выход на пенсию и т. п.);
  • представитель нанимателя допускает нарушения законодательства.

В перечисленных случаях контракт должен быть расторгнут в дату, указанную служащим.

к содержанию ↑

Порядок проведения процедуры

Порядок увольнения государственного гражданского служащего будет следующим:

  1. Госслужащий предоставляет заявление с просьбой о расторжении служебного контракта.
  2. Сотрудник кадрового подразделения на основании полученного заявления готовит приказ о расторжении служебного контракта, освобождении от занимаемой должности и увольнении со службы.
  3. Госслужащему выдается обходной лист, который необходимо заполнить до момента увольнения.
  4. В трудовую книжку увольняющегося лица вносится соответствующая запись.
  5. В день увольнения госслужащий знакомится с приказом о прекращении с ним служебных правоотношений.
  6. В последний день работы сотрудник должен сдать подписанный обходной лист, и получить памятку о соблюдении требований к служебному поведению государственных гражданских служащих.
  7. В этот же день ему выдается трудовая книжка с записью об увольнении.
  8. В последний день работы представитель нанимателя производит с увольняемым окончательный расчет.
к содержанию ↑

Какие выплаты положены?

В день увольнения представитель нанимателя обязан произвести с увольняемым госслужащим окончательный расчет, выплатит ему причитающиеся денежные средства. В обязательном порядке госслужащим выплачиваются:

  • заработная плата за отработанный период времени, в которую включаются надбавки за выслугу лит, классные чины и т. п.;
  • компенсация за неотгулянные дни отпуска, при наличии оснований.

В зависимости от оснований прекращения служебного контракта государственному служащему могут дополнительно выплачиваться компенсационные платежи:

  • при увольнении в связи с невозможностью продолжения службы по состоянию здоровья лицу выплачивается выходное пособие равное его двухнедельному заработку;
  • при сокращении численного штата или ликвидации государственного органа служащий имеет право на получение компенсации в размере денежного содержания за 4 месяца.
к содержанию ↑

Возможно ли восстановиться на госслужбу?

Если государственный гражданский служащий считает, что его увольнении было осуществлено без законных оснований, либо в процессе увольнения представителем нанимателя были допущены нарушения, он имеет право обжаловать расторжение правоотношений в судебном порядке. Для обращения в суд лицу предоставляется месячный срок с момента получения трудовой книжки или ознакомления с приказом об увольнении.

Если срок на обращение в суд пропущен по причинам, которые суд признает уважительными, то он может быть восстановлен. Обоснование причин и оценка их уважительности осуществляются судом в каждом случае индивидуально.

В исковом заявлении, подаваемом несогласным лицом в суд, необходимо указать причины увольнения, а также основания, по которым бывший госслужащий считает, что действия представителя нанимателя были незаконными. В случае удовлетворения требований уволенного лица, оно подлежит восстановлению на службе.

Государственные гражданские служащие могут быть уволены с замещаемой должности по различным основаниям, включая:

  • ликвидацию госоргана;
  • инициативу нанимателя;
  • состояние здоровья;
  • а также собственное желание.

Для прекращения служебных отношений по собственной инициативе государственному служащему необходимо обратиться к представителю нанимателя с соответствующим заявлением.

Мнение эксперта
Новиков Станислав Михайлович
Юрист-практик с 7-летним стажем. Специализация — гражданское право. Член ассоциации юристов.

Процедура увольнения завершается получением госслужащим трудовой книжки и окончательного расчета. При этом входящие в расчет выплаты зависят от оснований, по которым лицо было уволено с гражданской службы.

к содержанию ↑

Льготы (пособия) госслужащим в 2024 году

Работа современных госслужащих обеспечивает общую деятельность государственного аппарата и выполнение им требуемых функций. От профессионализма сотрудников данной категории зависит степень развития государства, а от определенных должностей и сам факт его существования.

Именно по причине подобной ответственности государство предоставляет служащим определенные льготы. В данной статье вниманию представлена информация, какие льготы положены таким гражданам.

к содержанию ↑

Госслужащий – кто это?

Перед тем как описать особенности преференций, положенных для государственных сотрудников, стоит рассмотреть вопрос относительно того, кто такие госслужащие.

В первую очередь – это гражданские лица. К ним относятся сотрудники таких сфер деятельности, как:

  1. Судебные разбирательства.
  2. Исполнительная власть.
  3. Законодательные структуры.

Данные категории сотрудников относятся к стандартной гражданской службе. Но она делится на два уровня – местный и федеральный. Каждый из них финансируется из государственного бюджета.

Все сотрудники государственных структур различаются между собой по предоставленным полномочиям и по уровню ответственности. Последняя, в свою очередь, компенсируется материальными благами и разными послаблениями. Средства на это выделяет федеральный бюджет.

Несмотря на то, что сотрудники военных структур и правоохранительных органов, являются государственными служащими, они не могут быть рассмотрены в данной категории. Сотрудники подобных структур получают льготы по иной схеме.

к содержанию ↑

Трудовые льготы

В данной категории человеку положено достаточно много разных послаблений. Они касаются отпуска, оплаты трудовой деятельности и иных факторов.

Продолжительность отпуска

Современное законодательство установило для таких работников более продолжительный отпуск. Это правило прописано в ст. 46 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе». Вот основные правила определения продолжительности отпуска:

  1. Главный отпуск государственных служащих составляет не 28 календарных дней, но 30.
  2. Предоставление права на дополнительный отдых.

Второй вариант отпуска зависит от продолжительности стажа:

Стаж работы 1-5 лет 5-10 лет 10-15 лет От 15 лет
Количество дней отпуска 1 5 7 10

Важно! Если у сотрудника ненормированный рабочий дней, он получит еще три дня к дополнительному отпуску.

Сокращение штата

Если на государственном предприятии проводится сокращение штата, если государственная структура ликвидируется, государственный служащий имеет полное право занять соответствующую должность в иных государственных учреждениях.

Важно! Данное правило прописано в ст. 31 № 79-ФЗ.

Оплата труда

Трудовой льготой для государственных служащих является более высокая средняя з/п. Порядок оплаты труда для данной категории сотрудников регулируется ст. 50 закона № 79-ФЗ. Здесь прописано, что кроме стандартного оклада государственный служащий имеет право на начисление таких выплат:

  • Надбавка за выслугу лет. Она зависит от стажа и может составлять 10-30% от оклада;
  • Надбавка за сложные условия при осуществлении гражданской службы – около 200% от оклада;
  • Надбавка за трудовую деятельность, связанную с хранением государственной тайны;
  • Разного плана премии, которые даются за выполнение сложных и важных заданий;
  • Денежное поощрение, которое начисляется каждый месяц отдельным категориям государственных служащих. Данная выплата регулируется законом РФ от 25.07.2006 № 763;
  • Единовременная выплата, как дополнение к отпуску. Она равна двум месячным окладам.

Мнение эксперта
Новиков Станислав Михайлович
Юрист-практик с 7-летним стажем. Специализация — гражданское право. Член ассоциации юристов.

На основании данной информации становится ясно, что категорий материального поощрения государственных служащих довольно много. Именно по этой причине их з/п намного выше среднего уровня по России.

Например, в 2024 году средняя з/п чиновников, работающих на федеральном уровне, составляла 150 тысяч рублей. В регионах подобные сотрудники зарабатывали около 69 тысяч. А средняя зарплата иных государственных служащих равна примерно 49 тысячам рублей.

к содержанию ↑

Жилищные льготы

«Квартирные вопросы» касаются многих жителей РФ. Чиновники не являются исключением. Нуждающиеся в собственном жилье могут получать помощь от государства. Для государственных служащих предусмотрено два варианта решения подобной проблемы:

  • Предоставляется служебное жилье;
  • Помощь в покупке собственной недвижимости.

Каждый вариант стоит изучить более подробно

Предоставление служебного жилья

Служебная квартира может быть предоставлено по причине возникновения трудовых отношений в органах государственной власти. Также основанием может считаться избрание человека на определенные выборные должности – ст. 93 ЖК РФ.

Временные сроки предоставления определяются долговременностью уже оформленных трудовых отношений. В иных случаях имеет значение срок пребывания на определенной выборной должности.

Важно! Согласно ст. 104 ЖК РФ, каждый госслужащий должен при увольнении обязан освободить предоставленное жилье.

Данное правило распространяется не на все категории граждан. Наниматели социального жилья, которые относятся к определенным категориям, не могут быть выселены даже при увольнении – п. 2 ст. 103 ЖК РФ. Это распространяется на таких сотрудников:

  • Достигшие пенсионного возраста;
  • Семья умершего государственного сотрудника;
  • Люди, имеющие инвалидность 1 и 2 группы. Но в этом случае проблемы со здоровьем должны возникнуть непосредственно по причине особенностей трудовой деятельности;
  • Семьи, в которых растут дети-инвалиды.

Если нет возможности предоставить жилье по новому месту работы, государственному служащему будут полностью возмещены затраты на его аренду.

При переводе на иную должность по причине ротации, соглашение социального найма по прошлому месту работы не будет официально расторгнуто. Наймодатель не имеет права аннулировать соглашение до того времени, пока срок действия договора не будет окончен пп. 9.2 п. 1 ст. 52 закона № 79-ФЗ.

Предоставление субсидии

Начисление денежной субсидии для приобретения собственного жилого помещения – это оптимальное решение квартирного вопроса. Подобная сумма выдается раз за полный период службы на интересы государства. Порядок предоставления субсидии регулируется постановлением Правительства РФ № 63.

Важно! Субсидия не предоставляется всем без исключения желающим!

Средства могут получить люди, которые отвечают одному из перечисленных ниже критериев:

  1. Человек не считается официальным нанимателем или собственником жилья. Также им не может быть его член семьи.
  2. Выступает собственником или нанимателем, а также членом семьи указанных лиц. Здесь важным считается площадь помещения. Она не должна превышать 15 м2 на одного члена семьи.
  3. Человек проживает в квартире, которая не соответствует установленным требованиям, за исключением площади.
  4. Проживание в коммунальной квартире. Сюда же относится такая категория жилья, как общежитие.
  5. Условия, когда в одной квартире живет две и более семьи.
  6. Нахождение в условиях с неизолированными комнатами. При этом общее количество проживающих в одной семье значительно превышает общее количество отдельных комнат.

Мнение эксперта

Решение о том, выплачивать или нет денежную субсидию, принимает руководителем государственного органа. Основанием считается официальное заключение специальной комиссии.

Сотрудник комиссии по предоставлению субсидий государственным служащим, Петров Александр Леонидович.

Размер выплаты

Сумма субсидии, направленной на улучшение жилищных условий, определяется на основании стоимости жилья в том регионе, где проживает претендент. Одновременно с этим учитываются такие нормативные акты:

  • Положено 33 м2 на одного человека;
  • Если в семье два человека, жилье должно быть не меньше 42 м2 по площади;
  • При наличии трех человек в семье, им должно быть предоставлено не менее 18 м2 на одного.

При необходимости сумма субсидии может быть увеличена. Это зависит от отработанного стажа. Но подобное превышение не может быть больше, чем 1,5 раза.

Есть отдельные категории граждан, для которых установлен особый порядок перечисления субсидии. Это госслужащие, которые имеют стаж работы более 10 лет в комплексе «Байконур». Они по указу президента № 219, должны быть переселены.

к содержанию ↑

Дополнительные пенсионные начисления

Современное государство постоянно заботиться о своих сотрудниках. Подобная забота распространяется не только на период трудоустройства, но также после выхода на пенсию.

Данная категория граждан одновременно с обычной страховой пенсией имеет право на пенсию, которая назначается по выслуге лет. Данный вопрос регулируется ст.

7 закона № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».

Важно! Главным условием для предоставления такого вида государственной поддержки считается выслуга, равная 16 годам.

Одновременно с этим есть определенные возрастные критерии, которые принимаются во внимание при начислении пенсии по выслуге:

  1. Гражданин должен достигнуть страхового пенсионного возраста. Как известно, в 2018 году это 61 год для мужчины и 56 для женщин. Далее подобные границы будут постепенно увеличиваться до 65 и 63 лет.
  2. Если человек отработал на важной должности более 25 лет, он получает выплаты по выслуге после достижения стандартного пенсионного возраста.

Во всех случаях важно соблюдение одного условия. Сотрудник увольняется исключительно по собственному желанию.

Перед тем как уволиться, гражданин должен занимать государственную должность не менее 7 лет. Еще одним важным условием считается сам факт увольнения.

Если человек работает на момент достижения положенного возраста и имеет все условия, пенсия по выслуге лет не будет выплачиваться.

Что касается размера пенсии такого плана, то в зависимости от стажа она может составлять 45-75% от средней з/п государственного служащего. При определении суммы в обязательном порядке вычитается сумма страховой пенсии.

к содержанию ↑

Дополнительные льготы

Государственным служащим предоставляются и иные гарантии. Они устанавливаются № 79-ФЗ. Также во внимание принимаются федеральные, региональные и ведомственные акты. В данных положениях прописаны такие преференции:

  1. Профессиональное обучение с сохранением должности и положенного денежного содержания.
  2. Компенсация за использование личного транспорта и определенная форма транспортного обслуживания. Выбор категории льготы зависит от должности и служебных обязанностей.
  3. Направление на прохождение лечения в ведомственных учреждениях.
  4. Отдых в специализированных ведомственных санаториях по стоимости ниже стандартной.

Каждая из данных преференций должна быть подтверждена официальными документами.

к содержанию ↑

Распространенные вопросы

Мнение эксперта
Новиков Станислав Михайлович
Юрист-практик с 7-летним стажем. Специализация — гражданское право. Член ассоциации юристов.

Достаточно много вопросов возникает у льготников, которых интересует вопрос, связанный с лечением. Стоит уделить внимание самым часто встречающимся вопросам.

Вопрос 1.В какие поликлиники и больницы можно обращаться?

За всеми сотрудниками государственных структур сохраняется право безвозмездно пользоваться услугами поликлиник самых разных аккредитаций.

Вопрос 2. Какие манипуляции можно производить за счет государства?

Можно проводить все необходимые для восстановления манипуляции – операции, обследования, эксплуатация оборудования и сдача анализов. Точный перечень предоставляемых услуг утверждается и регулируется правительственными актами.

к содержанию ↑

Популярные ошибки

Что касается ошибок, то большинство из них связаны с тем, что человек, не знает, куда обращаться, какие документы собирать и как писать заявление.

Ошибка 1. Многие за получением льгот обращаются в администрацию.

Это неправильно. Множеством привилегий руководит начальник госслужащего. Он издает специальные приказы и распоряжения. На основании данных документов начисляются премии, даются направления на обучение и на лечение в санаториях, а также компенсируются разные затраты.

Ошибка 2. Получив отказ в получении субсидии в одном регионе, сотрудник государственной службы после переезда отказывается от подобной льготы.

Это ошибочное действие. Порядок начисления и размер субсидии на жилье зависит от региона, в котором предоставляется. Звание государственного служащего позволяет присоединиться к любой актуальной программе. Главное, чтобы она была направлена на улучшение жилищных условий.

к содержанию ↑

Подводя итоги

Государство предоставляет служащим достаточно разнообразный перечень льгот. Подобные преференции продуманы и разработаны таким образом, чтобы улучшить все сферы жизни человека.

Речь идет о таких факторах, как обеспечение жильем, лечение, трудовая деятельность, пенсия и отдых. Размер и объем привилегий напрямую зависит от трудового стажа и от должности на государственной службе.

Выплаты и пособия при увольнении по инвалидности

Люди с инвалидностью могут продолжать трудовую деятельность, если диагноз позволяет им работать без ущерба для здоровья. Не должно страдать и качество выполняемых задач. Однако иногда работник не способен продолжать труд на должном уровне, и возникает вопрос об увольнении.

Трудовое законодательство РФ предусматривает отдельный порядок выплат лицам с инвалидностью при увольнении. Точный расчёт зависит от нескольких факторов, а дополнительные пособия могут устанавливаться в каждой организации индивидуально. Поэтому вопрос выплат при увольнении по инвалидности требует более подробного рассмотрения.

к содержанию ↑

Можно ли уволить инвалида?

В Трудовом кодексе прописаны случаи, в которых увольнение происходит по независящим от работника и работодателя обстоятельствам. Так, согласно п.5 ст.

83 ТК РФ, работодатель может уволить человека с инвалидностью исключительно в том случае, если он потерял трудоспособность полностью. В случае наличия вакантных должностей, начальник обязан предложить работнику одну из них.

Перевести подчинённого на такую должность можно только с его согласия.

Если замещение работы в рамках одной организации не представляется возможным, работодатель увольняет подчинённого по соглашению сторон.

Мнение эксперта
Новиков Станислав Михайлович
Юрист-практик с 7-летним стажем. Специализация — гражданское право. Член ассоциации юристов.

Основанием для увольнения по инвалидности со стороны начальства должно стать медицинское заключение. Субъективная оценка возможностей работника не рассматривается в качестве причины увольнения.

Только медико-социальная экспертиза способна дать точную картину ситуации. Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» закрепляет исключительное право на проведение подобных экспертиз за федеральными учреждениями.

Если нетрудоспособный не согласен с решением комиссии, но официально не обжаловал его – работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор в одностороннем порядке.

Сам человек с инвалидностью имеет право уволиться в любой момент по двум основаниям: достигнув соглашения с работодателем или по собственному желанию. Трудовые отношения в этом случае прекращаются в рамках рядовой процедуры, различаются лишь компенсации.

к содержанию ↑

Порядок увольнения

Когда подчинённый получает группу инвалидности, начальник вправе запросить медицинское переосвидетельствование. По его результатам состояние здоровья работника может оказаться недостаточным для работы на прежней должности.

Ссылаясь на статью 156ТК РФ, работодатель переводит такого сотрудника на более лёгкую работу. Для этого необходимо согласие обеих сторон.

Если подходящей вакансии не нашлось, возможно лишь увольнение.

Если комиссия рекомендовала перевод, но работник желает остаться на прежнем месте – где он объективно (согласно заключению) не способен работать с прежней эффективностью, его могут легально уволить согласно с ч.8 статьи 77 ТК РФ.

Сокрытие факта инвалидности автоматически даёт право увольнять такого подчинённого по п.3 статьи 44 ТК РФ. Это нарушение процедуры приёма на работу, поскольку среди запрашиваемых изначально документов обязательно должна присутствовать заключение МРЭК.

Заставлять сотрудника писать заявление по собственному желанию – должностное преступление, которое карается согласно Уголовному кодексу РФ (статья 285). Мотивация такого побуждения неважна: инвалидность, временная нетрудоспособность или иная. Если медкомиссия не рекомендовала увольнение, против воли подчинённого рассчитаться с ним нельзя.

Выплаты и пособия при увольнении по инвалидности

к содержанию ↑

Налогообложение выплат и пособий

Статья 217 Налогового кодекса содержит случаи, в которых НДФЛ не удерживается. К таковым относят и уход с работы по причине инвалидности. Однако есть ограничение по сумме: если она превышает 3 средних оклада работника, налог всё же взымается.

Важно географическое расположение организации. Для жителей Крайнего Севера принципы налогообложения немного отличаются ввиду повышенной сложности труда. Поскольку существуют и надбавки к заработной плате за работу в таких регионах, с выходного пособия удержат налог лишь в том случае, если оно превысит 6 средних окладов увольняющегося.

Страховые пенсии, единовременные выплаты и компенсации не облагаются налогом вне зависимости от их размера. В том числе и суммы, выплаченные инвалидам за медицинские услуги.

к содержанию ↑

Что делать, если выплаты не выплачены

Согласно ТК РФ (статья 140), все финансовые расчёты работодатель производит с подчинённым в день увольнения последнего. Единовременные выплаты и компенсации выдаются в этот день, регулярные – позже, но в установленные сроки.

Если порядок выплат нарушен, либо работника просят подождать несколько дней, он имеет право обратиться в суд. На это отводится месяц со дня увольнения.

Если суд зафиксировал нарушение срока выплат, согласно статье 236 ТК РФ работодателя обязывают выплатить не только пропущенное, но и проценты сверх суммы. Эти проценты увеличиваются с каждым днём отсрочки. Сумму компенсации за неуплату можно повысить, если подобные условия прописаны в коллективном или трудовом договоре.

При рассмотрении дела суд не принимает во внимание причины, по которым начальник не выплатил деньги уволившемуся подчинённому. Это в любом случае вменяется в вину.

к содержанию ↑

Особенности увольнения госслужащего

Прием на работу государственного служащего происходит в отличие от наемных работников не по трудовому договору, а на основании контракта, заключенного с государственным органом. В своей деятельности он осуществляет интересы этого органа.

В контракте при приеме служащего на должность определены все нюансы взаимоотношений с нанимателем, в том числе и увольнение госслужащего с работы с аннулированием заключенного контракта.

Происходить увольнение может:

  • по личной инициативе служащего;
  • по решению нанимателя;
  • по обстоятельствам, которые не зависят от сторон контракта.

Рассмотрим особенности увольнения служащего в каждом из этих случаях.

к содержанию ↑

Законодательные основы увольнения госслужащих

Вопросам урегулирования гражданской государственной службы в РФ посвящен Федеральный закон №79-ФЗ от 27.07.2004. Последние изменения к нему вступили в действие с 1 января 2019 года. Стандартные ситуации увольнения госслужащих подчинены статьям 80, 81 и 140 ТК РФ. Однако специфика их применения для такой категории лиц описана в законе №79-ФЗ.

В частности, общими основаниями расторжения контракта и прекращения служебной деятельности госслужащих являются случаи, установленные в статье 33. Особенностям прерывания трудовых отношений в соответствии с соглашением сторон, по желанию госслужащих и по инициативе нанимателя посвящены статьи 34, 36 и 37 этого закона.

В нем описаны также ситуации расторжения контракта:

  • в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств (форс-мажорных);
  • при потере гражданства РФ.
  • в связи с утерей служащим доверия (статья 59.2).
к содержанию ↑

Увольнение госслужащих по своей инициативе

Мнение эксперта
Новиков Станислав Михайлович
Юрист-практик с 7-летним стажем. Специализация — гражданское право. Член ассоциации юристов.

Специфика увольнения зависит от того, какой договор заключен с госслужащим. В зависимости от времени, на которое распространяются трудовые отношения, контракт может быть бессрочным или действовать в течение определенного срока.

Расторгнуть беспрепятственно по собственному желанию служащий может только бессрочный контракт. Для этого следует предупредить нанимателя о своем уходе за две недели до него, подав руководству заявление.

Во время двух последних недель отработки служащий должен передать все служебные дела, собрать подписи в обходном листе, получить окончательный расчет и трудовую книжку. Предварительно руководством совместно с кадровой службой должен быть выпущен приказ об увольнении по собственному желанию.

Датой увольнения, указанной в приказе, должен совпадать с последним днем работы служащего.

Важно! Если мотивацией увольнения стала уважительная причина, которая сделала невозможным продолжение службы, например, нуждаемость в постоянном уходе близкого родственника, то расторгнуть контракт обязаны в указанный служащим день без отработки.

Срочный контракт можно расторгнуть по инициативе служащего ранее обозначенного срока только по уважительной причине. Например, ему можно уволиться досрочно при наличии болезни, которая не позволяет выполнять возложенные на него обязанности.

В законе нет полного перечня уважительных причин, позволяющих досрочно расторгнуть контракт. Поэтому каждая ситуация рассматривается руководством госучреждения индивидуально.

Если служащему откажут в досрочном увольнении, он может обратиться в вышестоящий орган и даже в суд.

к содержанию ↑

Увольнение, инициированное нанимающей стороной

Расторжение контрактных отношений по инициативе работодателя, происходит только при наличии весомых причин. Служащего могут уволить по причинам, приведенным ниже:

  • в связи с плохим состоянием здоровья, если оно не позволяет выполнять его обязанности. Плохое здоровье должно подтверждаться медицинским заключением;
  • в связи с недостаточным квалификационным уровнем госслужащего, выявленным по результатам аттестации, а также в связи с утратой доверия вследствие нарушения правовых актов.
  • мошенничество с денежными средствами и материальными ценностями, госслужащими, ответственными за них по роду своей деятельности;
  • принятое безосновательное решение служащим, находящимся на руководящей должности, повлекшее негативные последствия;
  • предъявление при устройстве на работу фиктивных документов, которые стали основанием назначения служащего на должность.
к содержанию ↑

Освобождение служащего от занимаемой должности

В законодательстве РФ существуют два понятия, касающиеся прекращения должностных обязанностей госслужащего, которые не стоит путать. К ним относится его освобождение от занимаемой должности и официальное увольнение.

Если служащего освобождают от занимаемой должности, трудовые отношения не прерываются и его, в соответствии статьи 39 №79-ФЗ, обязаны зачислить в резерв, хотя контракт и прерывается. При увольнении же служащего происходит аннулирование контракта, сопровождающееся полным прекращением взаимоотношений с нанимателем.

Освобождением от должности могут сопровождаться следующие обстоятельства:

  • призыв служащего на армейскую службу;
  • назначение его на общественную должность, например для выполнения профсоюзных обязанностей; ;
  • форс-мажорные события: катастрофы, связанные с природными явлениями, локальные военные действия и т. д.
  • также служащего могут освободить от должности по сокращению штатов.

При увольнении по воле нанимателя некоторые обстоятельства требуют от него выполнения определенных действий:

  • когда увольнение связано с несоответствием служащего должности, которую он занимает, то перед расторжением контракта наниматель обязан ему предложить должность, соответствующую его деловым качествам;
  • если служащий откажется от предложенной должности, то свой отказ он должен оформить письменно;
  • если госслужащего освобождают от занимаемой должности и определяют в резерв, а он на протяжении трех месяцев не приступает к выполнению обязанностей в новой должности, предложенной ему, то его из резерва кадров исключают, а затем увольняют;
  • при увольнении в связи с плохим состоянием здоровья служащего, не позволяющим в полной мере выполнять свои обязанности, а также в связи со смертью служащего, основанием расторжения контракта считается причина, не зависящая от желания сторон;

Важно! Госслужащего, принятого на должность с испытательным сроком, могут уволить на испытательном сроке, если он не устроил нанимателя, т. к не соответствует предъявляемым требованиям.

Автор статьи
Новиков Станислав Михайлович
Юрист-практик с 7-летним стажем. Специализация — гражданское право. Член ассоциации юристов.
Следующая
ДругоеСтатья за оскорбление власти и Президента в соц сетях 2024 год

Добавить комментарий

Adblock
detector