Авто в ДТП

Машина является источником повышенной опасности. Согласно статье 1079 Гражданского Кодекса весь вред, в материальном плане, здоровью и жизни человека, который был причинен транспортным средством, должен быть компенсирован владельцем «железа».

Об этом должен помнить каждый водитель, который садиться за руль ежедневно или реже. Чистые и функционирующие фары, работоспособные стеклоомыватели, соответствующая резина на колесах — вот, что важно для безаварийной езды.

Перед началом движения автолюбитель обязан убедиться в том, что все узлы и агрегаты транспортного средства работают привычном режиме.

К сожалению, даже исправное и чистое транспортное средство не может гарантировать того, что переезд с места до места пройдет без хлопот.

Очень часто в авариях страдают опытные и осторожные водители. Это может быть связано:

  • с некультурным поведением второй стороны (не уступили дорогу);
  • с плохим качеством дорожного покрытия;
  • с ошибками других участников дорожного движения.

Что грозит виновнику дорожного происшествия? Каким образом не попасть в статистику трагедий? Как действовать при форс-мажорных обстоятельствах? Об этом и пойдет речь в этой статье.

Определение

ДТП – это авария, исход которой зафиксирован документально. Понятие точно определяется в статье 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Здесь же учитывается, что всякое происшествие на российских дорогах может заканчиваться по-разному:

  1. Виновный водитель скрылся с места столкновения (решение по делу принимается в судебном порядке).
  2. Все участники остались на месте до прибытия инспекторов ГИБДД. Ущерб выражается в повреждениях кузовных частей машин. Обращение в страховую компанию позволит компенсировать убытки (административное правонарушение).
  3. Владельцам транспортных средств удалось договориться без участия третьих лиц (европротокол или покрытие убытков сразу на месте).
  4. В результате нарушения правил дорожного движения есть человеческие жертвы. Дело будет рассматриваться в суде как уголовное судопроизводство.
  5. Пострадавших в результате аварии – большое количество лиц. Связи с этим требуется взыскание с виновника.

Страховая компания участвует в урегулировании убытков в сумме до 400 тысяч рублей (по ОСАГО).

Под определение подходят все форс-мажорные (непредвиденные) обстоятельства, зарегистрированные на российских дорогах. При этом оба или несколько транспортных средств двигаются в одном или разных направлениях.

Случаи, когда столкновение произошло во дворе, на стоянках редко протоколируются как истинное дорожно-транспортное происшествие.

Статистика ДТП в России

Статистка аварий в городах России выглядит ужасающе. Так, только в этом году зафиксировано 133 тысячи аварий.

В них погибло более 16 тысяч человек. Большинство трагедий произошло по причине алкогольного опьянения одного из участников ДТП.

По уровню смерти лидируют:

  • Ростов (510);
  • Москва (492 смерти);
  • Нижний Новгород (379).

В первых двух случаях «виноваты» шоссе, по которым машины передвигаются со скоростью 80-150 км/ч. В Ростове главная причина всех несчастий – низкое качество дорожного полотна.

При этом пешеход становится «заложником» всей коррупционной схемы ремонта и возведения новых дорог, бесчисленных коммунальных аварий. Особенно не защищены дети. В Москве за сутки регистрируется более одной тысячи аварий.

Пик трагедий приходится на выходные дни. Самое опасное время – вечерние часы. Причины – опять же различаются.

Но стремительно повышается число тех трагедий, которые происходят по причине неудовлетворительного состояния и технических неисправностей машин.

168 тысяч раненых за 9 месяцев по всем регионам – внушительные цифры. Первая помощь оказывается не всегда так, как хотелось бы в идеале. Поэтому и велика смертность после произошедшего ДТП.

Однако, как оказывается, большинство трагедий случается в летний период.

В феврале-марте регистрируется «затишье». Скорее всего, данные цифры связаны с уменьшением количества наездов на мотоциклистов и велосипедистов.

Действия при аварии

Каждый автолюбитель должен осознавать ответственность за свои действия. Даже, если не вписан в страховку ,нужно оставаться «на местах» вплоть до приезда аварийных комиссаров.

Схема ДТП важна для всех участников. Она является основополагающим условием определения виновника и потерпевшей стороны.

Алгоритм действий сознательных собственников авто:

  1. Включить аварийную сигнализацию.
  2. Выставить знак аварийной остановки.
  3. Обменяться данными (контактными телефонами, номерами страховых полисов) с другими участниками аварии.
  4. Вызвать экипаж ДПС.
  5. Нарисовать схему.
  6. Сообщить об аварии представителям страховой компании.
  7. Провести экспертизу.
  8. Обратиться в суд или компенсировать расходы за счет страховщика.

При отсутствии ущерба

Отсутствие ущерба регистрируется при легком соприкосновении с «железом» другого транспортного средства по роковой случайности. В этом случае стороны пытаются урегулировать вопрос мирным путем, без участия страховых компаний, без составления протокола и европротокола.

Некоторые из них просто разъезжаются, пожелав друг другу «всего доброго». Другие, чтобы компенсировать моральный ущерб, предлагают денежную наличность. При этом важно, урегулировав убытки, потребовать расписку.

Расписка – главный аргумент при внезапном предъявлении претензий со стороны потерпевшей стороны (например, в суде).

Страховой случай

Формально страховым случаем считается наступление гражданской ответственности одного из автомобилистов из-за зафиксированного ущерба, причинения вреда здоровью и жизни участнику дорожного движения.

У страховщика возникает обязанности по уплате. Но для выплат важно расследование, которое позволяет выяснить причины аварии.

Как оформить ДТП

ДТП оформляется в территориальном участке инспекции по безопасности движения. Именно туда направляются водители в день аварии. Строгий инспектор принимает решение о признании виновника и потерпевшей стороны.

Обычно виновнику выдается «на руки» протокол об административном правонарушении. Страхователь обязан уведомить страховщика о трагедии за 15 дней максимум.

Он выполняет данное действие одним из двух способов:

  1. Отправка всех документов заказным письмом.
  2. Обращение в страховую компанию лично.

Страховщик рассматривает все документы и принимает решение о проведении экспертизы. Она осуществляется бесплатно. По ее данным составляется калькуляция на ремонт. Время на исполнения договорных обязанностей по ОСАГО – не более 30 дней.

Документы для ОСАГО

Когда потерпевший обращается за выплатами, то он должен представить копии заверенных документов. Среди них:

  1. Заявление о страховой выплате. Ходатайство составляется в произвольной форме на имя руководителя страховой компании.
  2. Паспорт, заверенный юристом. При обращении родственника нужно доверенность от выгодоприобретателя (собственника) автомобиля.
  3. Документы на автомобиль, свидетельствующие о наличии прав на собственность. Традиционно водитель показывает паспорт технического средства, свидетельство транспортного средства, страховой полис, квитанцию об оплате страховой премии.
  4. Схема дорожно-транспортного происшествия. Данная схема указывает расстановку машин (расположение жертв аварии) на момент обстоятельства, близость к дорожной разметке, знакам, светофорам, домам, зданиям. Она заполняется в извещении о ДТП.
  5. Реквизиты банка, в котором открыт счет на имя собственника пострадавшего транспортного средства.

Надобность экспертизы

Проверка на участие в дорожно-транспортном происшествии организуется при посещении независимого эксперта:

  1. Данный специалист в состоянии определить все повреждения, их «возраст», «характер». Он описывает их в своем акте.
  2. Акт подписывается с двух сторон (требуется согласие владельца).
  3. Вмятины, сколы, царапины оцениваются с точки зрения остаточной стоимости автомобиля.
  4. Для проведения экспертизы берется стоимость подобного автомобиля, того же года выпуска.
  5. Каждая поломка уточняется по среднерыночной стоимости ремонта.
  6. Скрытые повреждения принимаются во внимание только при использовании подъемника.

При необходимости приходиться заказывать повторную экспертизу от независимого оценщика.

Наказание в 2017 году за оставление места столкновения

Настало время видеорегистраторов. Любой свидетель произошедшего может распознать виновника аварии по номерам, характерным признакам автомобиля.

Поэтому оставлять место аварии без ее оформления категорически воспрещается. За это грозит административная или уголовная ответственность.

Покидание места ДТП влечет ответственность по КоАП в виде лишения прав или арест.

Штрафы не предусмотрены. Если в ДТП есть жертвы (трупы), то применяется статья Уголовного Кодекса № 125 «Оставление в опасности». Однако ГИБДД не имеет права «посадить» фигуранта аварии даже на 15 суток.

Суровое действие производится мировым судьей или судом другой инстанции.

Процессуальный акт может состояться в течение не более трех месяцев после события (кроме уголовных дел).

Аварии с несколькими потерпевшими фиксируются на мосту, на шоссе, на крупных развязках дорог. Печальны бывают последствия ДТП, в которых невольно «принимают участие» автобусы с пассажирами, грузовые автомашины.

Никто не застрахован от несчастий, но необходимо быть бдительным на дорогах России. Во избегания форс-мажорных обстоятельств не пользуйтесь автомобилем в часы большой загруженности российских дорог!

Видео: Страшная статистика: как уменьшить количество смертельных ДТП.