Обгон транспортного средства

В связи с последними изменениями в законодательстве, в том числе и автомобильном, наказание для водителей, нарушающих ПДД, было ужесточено. Так, прежде, чем начать обгон водитель обязан убедиться в том, что данный маневр безопасен и никто из пешеходов и других водителей не находится под угрозой столкновения с машиной.

Отличия от опережения

В Правилах дорожного движения такие понятия, как «обгон» и «опережение», являются разными и применяются в различных случаях. Так, обгон является весьма опасным маневром, в то время, как опережение, при правильном выполнении маневра, не несет никакой опасности для участников ДД.

При обгоне водитель не просто опережает попутный транспорт, он маневрирует в левую сторону, при этом осуществляется выезд на встречную полосу. После этого необходимо вернуться на свою сторону трассы.

Основное отличие обгона от опережения заключается в том, что опережение можно выполнить с обеих сторон – слева и справа. Обгон в большинстве случаев является запрещенным маневром.

Опережение при правильном исполнении – безопасно. Его можно осуществлять в любой ситуации, за исключением случаев, когда движение очень плотное.

Существует нюанс: если после опережения водитель возвращается на свою сторону трассы, маневр будет считаться обгоном. Так, опережение выполняется только в определенных условиях, без выезда на встречную полосу. Выполняя обгон, не следует делать встречный разъезд на перекрестке.

Особенности выполнения маневров:

  1. Обгон – действие, напрямую связанное с опережением одного или нескольких транспортных средств. От обычного опережения данный маневр отличается тем, что машина перемещается на соседнюю полосу, обгоняет машину и возвращается.
  2. В процессе опережения машина выезжает вперед и опережает транспорт, идущий по соседней полосе, но выезд на встречку не осуществляется.
  3. Обгон – один из самых опасных маневров. Если в момент совершения обгона по встречной полосе будет ехать транспорт, столкновение практически неизбежно.
  4. Обгон может быть выполнен только слева, а опережение – с обеих сторон.

Намереваясь совершить обгон, следует тщательно взвесить ситуацию. В КоАП содержатся положения, в соответствие с которыми нарушители строго наказываются. Возможно наложение штрафа или лишение ВУ.

Правила выполнения маневра

Перед началом такого маневра, как обгон, водитель обязательно должен оценить обстановку и убедиться в том, что та полоса, на которую он собирается осуществить выезд, свободна, а на большом расстоянии нет машин. Если в процессе обгона может быть причинен хоть малейший вред другим участникам ДД, его не следует выполнять.

Соседняя трасса – встречная полоса, должна быть полностью свободна от машин. Чаще всего, обгон выполняют за городом.

Если в результате выполнения маневра происходит дорожно – транспортное происшествие, виноватым всегда оказывается тот водитель, который совершал обгон.

Исключение возможно только в единственном случае, в соответствие с ПДД пунктом 11.3, водитель обгоняемого средства не имеет право создавать препятствия для обгона посредством превышения скорости движения или любыми другими способами.

Водитель, намереваясь совершить обгон, не может предвидеть поведение водителя на встречной полосе. Если тот повышает скорость намеренно, создается препятствие. В таком случае, вина ложится на второго водителя.

При совершении обгона необходимо учитывать следующие особенности, которые регламентированы ПДД, запрещено выполнять обгон, если:

  1. ТС, которое едет впереди, также осуществляет объезд препятствия или обгон.
  2. ТС, которое едет по той же полосе впереди, подало водителям сигнал о том, что планируется поворот налево;
  3. Следующее за передним ТС средство начало маневр.
  4. Водитель осознает, что по завершении обгона вернуться на прежнюю полосу, не создавая опасности для других участников ДД, невозможно. Завершение обгона должно пройти легко и быстро, в ином случае его выполнение не допускается.

Категорические запрещено выполнение обгона в том случае, если автомобили, едущие спереди или позади начали маневр раньше.

Другой немаловажный нюанс, который должен быть учтен водителем – скорость его машины. Для совершения обгона водитель должен вести машину на определенной скорости.

Если ваша машина едет со скоростью 90 километров в час, а соседняя – 85 км. ч, то для нормального обгона без препятствий нужно будет проехать около 180 метров. Так, перед совершением маневра необходимо убедиться в том, что соседняя полоса свободна на 360 метров и более. Соблюдая данное правило, можно избежать столкновения.

Если же машина едет на небольшой скорости и медленно догоняет другую, от маневра следует отказаться, поскольку, в случае его выполнения будут созданы помехи для нормального движения обгоняемого или встречного авто.

За выполнение обгона назначается весьма суровое наказание, поэтому, следует тщательно оценить ситуацию.

Выполняя обгон, водитель должен учесть и другое требование ПДД, которое содержится в пункте 1.9. так, обгон запрещается на любой дороге, на которой осуществляется двусторонне движение в том случае, если дорога разделена по середине трамвайными путями или разметкой 1.1 и 1.3, а также в  том случае, если слева расположена прерывистая разметка.

Запрещено нахождение водителя на встречной полосе, которая отделена от соседней сплошной или двойной линией. Совершая обгон, водитель может увидеть, что прерывистая линия исчезает. На смену ей приходит сплошная.

В таком случае необходимо немедленно отказаться от маневра, и вернуться на исходную полосу в тот момент, когда это возможно.

Каждый водитель должен четко знать, в каких местах обгон категорически запрещен:

  1. На регулируемом перекрестке.
  2. На нерегулируемом участке дороги и перекрестке, если осуществляется движение по второстепенной дороге.
  3. На пешеходном переходе.
  4. На ЖД переезде и в непосредственной близости от него.
  5. В тоннеле, под мостами.
  6. На опасных участках дороги.

Обгон на перекрестке – очень опасный маневр, от которого водителю следует отказаться, если он не желает попасть в серьезное ДТП и лишиться водительских прав.

Обгон на перекрестке допускается только в одном – единственном случае: на нерегулируемом перекрестке, на котором установлен знак 2.1. При этом следует убедиться в том, что отсутствуют какие – либо дополнительные предупреждающие и ограничивающие знаки.

Иначе говоря, главная дорога должна продолжаться после преодоления перекрестка и не менять направление. Запрет связан с тем, что при преодолении перекрестка со сменой направления главной дороги, видимость минимальна.

Обгон на пешеходном переходе и возле ЖД переезда категорически запрещен во всех случаях без исключений.

Другой маневр, который водителям нередко хочется предпринять – обгон на мосту, также является запрещенным. То же касается и дорог под мостами, эстакадами.

Зачастую небольшие мосты построены под углами и с поворотами, а значит, заметить машину, движущуюся по встречной полосе зачастую невозможно. При этом не имеет значения, хочет ли водитель совершить обгон мотоцикла или машины, при движении ТС по встречке столкновение практически неизбежно.

С какой стороны разрешен обгон ТС

Несмотря на запреты, многие водители совершают обгон на трассах, однако, при этом необходимо следить за тем,  чтобы объезд был выполнен только с левой стороны. В отличие от опережения, обгон можно осуществлять только слева, в ином случае штраф неизбежен.

Каждый водитель, изучивший ПДД, понимает, что обгон – опасный маневр, и если выполнять его, то только крайне внимательно и с разрешенной стороны.

Однако, некоторые задаются вопросом, а можно ли в некоторых случаях обогнать другую машину справа. В ПДД прямого запрета на этот счет нет, и многие водители считают, что в данном случае маневр является разрешенным, однако это не так.

При выполнении обгона справа, водитель перемещается на встречную полосу. В России движение левостороннее, по этой причине понятие обгона справа отсутствует в нормативных документах. С правой стороны находится тротуар или лесополоса (за городом).

Штрафы в данном случае не предусмотрены, однако, если водитель собьет пешехода или какую – либо постройку, наказание может быть более суровым.

Разрешено ли выполнять обгон в тоннеле

Обгон в тоннелях и других подобных сооружениях категорически запрещен, и инспектора ГИБДД  строго следят за данными зонами, наказывая нарушителей.

Запрет связан с повышенной опасностью проезда под мостами, эстакадами и в тоннелях. Видимость практически на нуле, а значит, заметить летящий навстречу автомобиль очень сложно.

Также множество тоннелей расположено под изгибом, что также способствует уменьшению видимости и создает препятствие.

Перед въездом в некоторые тоннели могут висеть знаки, запрещающие обгон. Наказание водителю, нарушившему данное правило будет назначено в соответствие с нормами КоАП.

Чем грозит нарушение

Перечень наказаний за правонарушения на дороге, связанные с обгоном:

Вид нарушения Статья Наказание
Совершение обгона на регулируемом перекрестке Штраф – 5 тысяч рублей.

Лишение прав на срок до 6 месяцев. При повторном нарушении – лишение ВУ на 1 год.

Статья 12.15 КоАП.
Разворот или поворот налево с пересечением одной или двух сплошных линий при объезде препятствия Штраф 1000 – 1500 рублей Статья 12.15 КоАП.
Обгон в зоне, где висит знак «Обгон запрещен». Лишение прав на срок до 6 месяцев Статья 12.15 КоАП.
Объезд по встречной полосе с нарушением правил Штраф 2000 рублей КоАП

Если же в результате маневра произойдет ДТП, в котором будут человеческие жертвы, наказание назначается по УК РФ.

Соблюдение ПДД  — основная обязанность каждого водителя и способ сохранить жизни – свою и несколько чужих.

Видео: Нарушение правил обгона. Сборник спорных ситуаций