Утилизация автомобиля

Программа по утилизации в России была запущена впервые в 2010 году и успешно функционирует по сей день. Основной целью программы является стимулирование производства отечественных автомобилей и повышение потребительского спроса на них.

Владельцу, решившему сдать свое ТС на утиль, необходимо помнить об основных правилах и условиях программы, действующих по состоянию на 2017 год.

Что это такое

Под утилизацией транспортного средства понимается процесс безопасного (без вреда для здоровья граждан и окружающей среды) уничтожения и переработки бывших в употреблении автомобилей.

Утилизация выполняет сразу несколько важных задач:

  • освобождает собственника авто от уплаты налогов;
  • освобождает собственника от необходимости содержать и постоянно контролировать исправность старой машины;
  • позволяет безопасно уничтожить старый “хлам”, впоследствии использовав годные остатки или переработанные детали для производства новых автомобилей или иных агрегатов.
Утилизация также несет в себе выполнение важной задачи – оградить людей и окружающую среду от загрязнения.

При производстве автомобиля используются различные компоненты – металл, пластик, стекло, технические жидкости. Если машину просто “выбросить на свалку”, велик риск попадания вредных веществ в почву и атмосферу.

Утилизация же решает эту проблему. Специально обученные сотрудники утилизационного центра разбирают автомобиль, сортируют компоненты и отправляют их на дальнейшую переработку.

Признаки утилизации авто

Утилизируют как новые, так и старые авто, преимущественно последние.

Новые автомобили уничтожают по 2-м причинам:

  • если, согласно договору со страховщиком, требуется утилизация автомобиля при наступлении определенного случая (например, после серьезного ДТП);
  • в случае, если был выявлен серьезный технический недостаток, препятствующий дальнейшей эксплуатации.

Новые правила и условия в 2017 году

Основное правило программы – это предоставление автолюбителю скидки на покупку нового автомобиля при сдаче старого.

По похожей схеме работает система Трейд-Ин – однако в случае ее использования сдать можно практически любой подержанный автомобиль, даже, если с момента производства прошло всего лишь пару лет.

Утилизация также отличается от Трейд-Ин:

  • фиксированным размером скидки, установленной для определенной марки и модели ТС (при Трейд-Ин стоимость автомобиля определяется на основании оценки);
  • воспользоваться утилизацией может только российский гражданин, Трейд-Ин – любое российское или иностранное лицо.

Основная схожесть данных двух схем – в том, что полученная скидка может быть использована исключительно для приобретения нового автомобиля. Обналичить дисконт никак не получится.

Программой установлены общие требования к автомобилям, сдаваемым в рамках утилизации:

  • наличие основных конструктивных элементов – начиная от стекол, ручек, фар и заканчивая двигателем и деталями подвески;
  • автомобиль должен быть “на ходу”, то есть способен передвигаться сам или при помощи буксировщика;
  • возраст авто – как минимум 6 лет или более;
  • срок владения за последним собственником – не менее 6 месяцев.

Как встать на очередь

Нам не удалось найти нормативно-правовой документ и информацию на официальных сайтах российских дилеров по вопросу, как встать в очередь на утилизацию.

К примеру, Datsun предлагает клиентам воспользоваться программой утилизации или Трейд-Ин и получить скидку в размере 50 тыс. рублей на покупку нового автомобиля Datsun On-Do или Mi-Do. Сдать на утилизацию можно любой автомобиль, вне зависимости от возраста. На сайте не представлено данных о том, как встать на очередь.

В компании Ford также действуют программы утилизации и Трейд-Ин. Сдать можно любой автомобиль, находившийся в собственности у последнего владельца более 1 года. Сроки акции ограничены. На сайте также отсутствует информация по поводу очереди.

Процедура

Процедура утилизации от “А до Я” выглядит следующим образом:

  • автовладелец проверяет свое ТС на предмет соответствия требованиям программы – возраст, срок нахождения в собственности, наличие основных конструктивных элементов и др.;
  • находит дилерский центр, участвующий в программе (официального перечня нет, так что придется обзванивать всех дилеров города или региона, чтобы выяснить, участвуют ли они в госпрограмме);
  • далее проверяется соответствие марки и модели ТС перечню тех, которые можно утилизировать.

Дальнейший ход процедуры зависит от договора с конкретным дилером. За услуги по утилизации взимается плата, размер которой определяет автосалон.

В стоимость услуг входит как оформление всей сопутствующей документации, так и расходы, затрачиваемые на транспортировку автомобиля до утилизационного центра.

Без документов и номеров

В целях утилизации авто собственник подает документы, перечень которых определяется договором сторон.

Как правило, требуются следующие документы:

  • общегражданский паспорт собственника ТС;
  • копия ПТС с отметками, подтверждающими срок владения.

На основании п. 5 Приказа МВД № 1001 от 24 ноября 2008 года “О порядке регистрации…” (далее – Приказ № 1001), собственники ТС обязаны снять их с учета после утилизации. Допускает ли закон прекращение регистрации до момента фактической утилизации, неясно.

В силу п. 66 Приказа МВД № 605 “Об утверждении Административного…” (далее – Приказ № 605), снятие с учета осуществляется на основании свидетельства об утилизации.

Как видим, сдать машину в утиль и снять ее с учета вообще без документов не получится.

Что касается номеров, то п. 61 Приказа № 605 устанавливает, что при снятии с учета по любой причине (вывоз ТС за пределы России, утилизация или иное основание) все регистрационные документы и номера сдаются в отдел ГИБДД, снявший ТС с учета.

Далее номера подлежат утилизации в установленном законодательством порядке. Если собственник авто не сдаст номера в отдел ГИБДД, они будут объявлены в розыск.

Данное нормативное положение позволяет нам утверждать, что машина отдается на утилизацию уже без номеров (то есть собственник самостоятельно снимает их и предоставляет в отдел ГИБДД вместе со свидетельством об утилизации).

Бюджетным учреждениям

Бюджетные учреждения могут списывать старую автотехнику, руководствуясь:

  • Инструкцией по учету бюджетных средств от 30 декабря 2008 года № 148н;
  • подведомственными приказами и инструкциями;
  • другими нормативными актами субъектов РФ.

Списание автомобилей в бюджетных организациях происходит на основании акта созданной комиссии, формирование которой осуществляется согласно приказу руководителя.

Комиссия действует по следующему порядку:

  • внешний осмотр;
  • установление причин для утилизации;
  • принятие решения о дальнейшей эксплуатации или списании;
  • определение виновных лиц, деятельность которых вызвала необходимость в утилизации;
  • установление возможности эксплуатации отдельных узлов и агрегатов ТС, определение их рыночной стоимости.

Комиссия составляет акт, который далее передается руководителю для принятия решения о:

  • утверждении представленных актов списания;
  • передаче документов в вышестоящую структуру для решения вопроса о ликвидации машины;
  • отказе в проведении утилизации.

Для снятия с учета потребуются документы, предусмотренные п. 15 Приказа № 605. Документы, передаваемые дилеру, указываются в соглашении сторон.

Справка

После предоставления старой машины дилеру выдается справка (свидетельство), подтверждающая факт утилизации. Форма справки является унифицированной и утверждена Приказом Минпромторга РФ от 14 января 2010 года № 10 “Об утверждении формы и требований…”.

Справка потребуется для снятия с учета в ГИБДД, ведь именно на ее основании проводятся процедуры, предусмотренные п. 32.1., 32.2., 32.4., 32.7. и 32.9. Приказа № 605. Также свидетельство служит основанием для получения скидки на новый автомобиль, размер которой зависит от марки и модели.

Сколько стоит и уплата госпошлины

За прекращение регистрации в связи с утилизацией госпошлина, согласно действующему налоговому законодательству, не взимается.

Однако собственнику придется оплатить услуги по утилизации, если не был уплачен утилизационный сбор.

Так, п. 9 ст. 24.1. ФЗ № 89 от 24 июня 1998 года устанавливает, что с собственников уничтожаемых ТС не взимается плата, если за машину был уплачен утилизационный сбор (о чем свидетельствует отметка в ПТС).

Если такой метки в ПТС нет, а это все ПТС, которые были выданы до 1 сентября 2012 года, услуги придется оплатить. Зачастую стоимость металлолома покрывает все издержки, и услуга предоставляется бесплатно. Однако, во избежание недоразумений, рекомендуется заранее уточнить вопрос об оплате.

Можно ли восстановить авто и документы

Восстановить регистрацию ТС и все документы можно только, если ТС не было фактически утилизировано (п. 13 Приказа № 1001). Как гласит этот же пункт, восстановление регистрации утилизированных ТС не производится.

Если ТС было снято с учета, но фактически не утилизировано, для восстановления регистрации собственнику необходимо подтвердить учетные данные по месту последней регистрации ТС, обратившись за соответствующей госуслугой согласно Приказу № 605.

Итак, программа утилизации успешно действует уже 7 лет. В первые годы ее действия наблюдался большой ажиотаж – квоты, выделенной федеральным бюджетом, не хватало на всех, и образовывались огромные очереди.

Сейчас же практически любой желающий может без проблем и в кратчайшие сроки утилизировать авто и сразу же получить скидку на новое.

Видео: Как работает программа утилизации авто 2017?