Программа по утилизации в России была запущена впервые в 2010 году и успешно функционирует по сей день. Основной целью программы является стимулирование производства отечественных автомобилей и повышение потребительского спроса на них.
Владельцу, решившему сдать свое ТС на утиль, необходимо помнить об основных правилах и условиях программы, действующих по состоянию на 2017 год.
Что это такое
Под утилизацией транспортного средства понимается процесс безопасного (без вреда для здоровья граждан и окружающей среды) уничтожения и переработки бывших в употреблении автомобилей.
Утилизация выполняет сразу несколько важных задач:
- освобождает собственника авто от уплаты налогов;
- освобождает собственника от необходимости содержать и постоянно контролировать исправность старой машины;
- позволяет безопасно уничтожить старый “хлам”, впоследствии использовав годные остатки или переработанные детали для производства новых автомобилей или иных агрегатов.
При производстве автомобиля используются различные компоненты – металл, пластик, стекло, технические жидкости. Если машину просто “выбросить на свалку”, велик риск попадания вредных веществ в почву и атмосферу.
Утилизация же решает эту проблему. Специально обученные сотрудники утилизационного центра разбирают автомобиль, сортируют компоненты и отправляют их на дальнейшую переработку.
Признаки утилизации авто
Утилизируют как новые, так и старые авто, преимущественно последние.
Новые автомобили уничтожают по 2-м причинам:
- если, согласно договору со страховщиком, требуется утилизация автомобиля при наступлении определенного случая (например, после серьезного ДТП);
- в случае, если был выявлен серьезный технический недостаток, препятствующий дальнейшей эксплуатации.
Новые правила и условия в 2017 году
Основное правило программы – это предоставление автолюбителю скидки на покупку нового автомобиля при сдаче старого.
Утилизация также отличается от Трейд-Ин:
- фиксированным размером скидки, установленной для определенной марки и модели ТС (при Трейд-Ин стоимость автомобиля определяется на основании оценки);
- воспользоваться утилизацией может только российский гражданин, Трейд-Ин – любое российское или иностранное лицо.
Основная схожесть данных двух схем – в том, что полученная скидка может быть использована исключительно для приобретения нового автомобиля. Обналичить дисконт никак не получится.
Программой установлены общие требования к автомобилям, сдаваемым в рамках утилизации:
- наличие основных конструктивных элементов – начиная от стекол, ручек, фар и заканчивая двигателем и деталями подвески;
- автомобиль должен быть “на ходу”, то есть способен передвигаться сам или при помощи буксировщика;
- возраст авто – как минимум 6 лет или более;
- срок владения за последним собственником – не менее 6 месяцев.
Как встать на очередь
Нам не удалось найти нормативно-правовой документ и информацию на официальных сайтах российских дилеров по вопросу, как встать в очередь на утилизацию.
К примеру, Datsun предлагает клиентам воспользоваться программой утилизации или Трейд-Ин и получить скидку в размере 50 тыс. рублей на покупку нового автомобиля Datsun On-Do или Mi-Do. Сдать на утилизацию можно любой автомобиль, вне зависимости от возраста. На сайте не представлено данных о том, как встать на очередь.
В компании Ford также действуют программы утилизации и Трейд-Ин. Сдать можно любой автомобиль, находившийся в собственности у последнего владельца более 1 года. Сроки акции ограничены. На сайте также отсутствует информация по поводу очереди.
Процедура
Процедура утилизации от “А до Я” выглядит следующим образом:
- автовладелец проверяет свое ТС на предмет соответствия требованиям программы – возраст, срок нахождения в собственности, наличие основных конструктивных элементов и др.;
- находит дилерский центр, участвующий в программе (официального перечня нет, так что придется обзванивать всех дилеров города или региона, чтобы выяснить, участвуют ли они в госпрограмме);
- далее проверяется соответствие марки и модели ТС перечню тех, которые можно утилизировать.
Дальнейший ход процедуры зависит от договора с конкретным дилером. За услуги по утилизации взимается плата, размер которой определяет автосалон.
В стоимость услуг входит как оформление всей сопутствующей документации, так и расходы, затрачиваемые на транспортировку автомобиля до утилизационного центра.
Без документов и номеров
В целях утилизации авто собственник подает документы, перечень которых определяется договором сторон.
Как правило, требуются следующие документы:
- общегражданский паспорт собственника ТС;
- копия ПТС с отметками, подтверждающими срок владения.
На основании п. 5 Приказа МВД № 1001 от 24 ноября 2008 года “О порядке регистрации…” (далее – Приказ № 1001), собственники ТС обязаны снять их с учета после утилизации. Допускает ли закон прекращение регистрации до момента фактической утилизации, неясно.
В силу п. 66 Приказа МВД № 605 “Об утверждении Административного…” (далее – Приказ № 605), снятие с учета осуществляется на основании свидетельства об утилизации.
Как видим, сдать машину в утиль и снять ее с учета вообще без документов не получится.
Что касается номеров, то п. 61 Приказа № 605 устанавливает, что при снятии с учета по любой причине (вывоз ТС за пределы России, утилизация или иное основание) все регистрационные документы и номера сдаются в отдел ГИБДД, снявший ТС с учета.
Далее номера подлежат утилизации в установленном законодательством порядке. Если собственник авто не сдаст номера в отдел ГИБДД, они будут объявлены в розыск.
Данное нормативное положение позволяет нам утверждать, что машина отдается на утилизацию уже без номеров (то есть собственник самостоятельно снимает их и предоставляет в отдел ГИБДД вместе со свидетельством об утилизации).
Бюджетным учреждениям
Бюджетные учреждения могут списывать старую автотехнику, руководствуясь:
- Инструкцией по учету бюджетных средств от 30 декабря 2008 года № 148н;
- подведомственными приказами и инструкциями;
- другими нормативными актами субъектов РФ.
Списание автомобилей в бюджетных организациях происходит на основании акта созданной комиссии, формирование которой осуществляется согласно приказу руководителя.
Комиссия действует по следующему порядку:
- внешний осмотр;
- установление причин для утилизации;
- принятие решения о дальнейшей эксплуатации или списании;
- определение виновных лиц, деятельность которых вызвала необходимость в утилизации;
- установление возможности эксплуатации отдельных узлов и агрегатов ТС, определение их рыночной стоимости.
Комиссия составляет акт, который далее передается руководителю для принятия решения о:
- утверждении представленных актов списания;
- передаче документов в вышестоящую структуру для решения вопроса о ликвидации машины;
- отказе в проведении утилизации.
Для снятия с учета потребуются документы, предусмотренные п. 15 Приказа № 605. Документы, передаваемые дилеру, указываются в соглашении сторон.
Справка
После предоставления старой машины дилеру выдается справка (свидетельство), подтверждающая факт утилизации. Форма справки является унифицированной и утверждена Приказом Минпромторга РФ от 14 января 2010 года № 10 “Об утверждении формы и требований…”.
Справка потребуется для снятия с учета в ГИБДД, ведь именно на ее основании проводятся процедуры, предусмотренные п. 32.1., 32.2., 32.4., 32.7. и 32.9. Приказа № 605. Также свидетельство служит основанием для получения скидки на новый автомобиль, размер которой зависит от марки и модели.
Сколько стоит и уплата госпошлины
За прекращение регистрации в связи с утилизацией госпошлина, согласно действующему налоговому законодательству, не взимается.
Однако собственнику придется оплатить услуги по утилизации, если не был уплачен утилизационный сбор.
Так, п. 9 ст. 24.1. ФЗ № 89 от 24 июня 1998 года устанавливает, что с собственников уничтожаемых ТС не взимается плата, если за машину был уплачен утилизационный сбор (о чем свидетельствует отметка в ПТС).
Если такой метки в ПТС нет, а это все ПТС, которые были выданы до 1 сентября 2012 года, услуги придется оплатить. Зачастую стоимость металлолома покрывает все издержки, и услуга предоставляется бесплатно. Однако, во избежание недоразумений, рекомендуется заранее уточнить вопрос об оплате.
Можно ли восстановить авто и документы
Восстановить регистрацию ТС и все документы можно только, если ТС не было фактически утилизировано (п. 13 Приказа № 1001). Как гласит этот же пункт, восстановление регистрации утилизированных ТС не производится.
Если ТС было снято с учета, но фактически не утилизировано, для восстановления регистрации собственнику необходимо подтвердить учетные данные по месту последней регистрации ТС, обратившись за соответствующей госуслугой согласно Приказу № 605.
Итак, программа утилизации успешно действует уже 7 лет. В первые годы ее действия наблюдался большой ажиотаж – квоты, выделенной федеральным бюджетом, не хватало на всех, и образовывались огромные очереди.
Сейчас же практически любой желающий может без проблем и в кратчайшие сроки утилизировать авто и сразу же получить скидку на новое.